В конце июля итальянцы предприняли наступление на территории Английского Сомали. 24 июля часть машин 94-й эскадрильи перебазировались на аэродром Барбера, где перед ними поставили задачу прикрыть отступление английских войск. Несколько "Гладиаторов" в ходе этой операции были уничтожены на земле итальянскими бомбардировщиками, а остальные эвакуировались вместе с наземными частями в Аден 10 августа. До конца года "Гладиаторы" прикрывали Аден с воздуха, отражая налеты итальянцев. Однако за весь период не удалось перехватить ни одного итальянского бомбардировщика. 20 ноября командир эскадрильи на "Гладиаторе Mk.II" (N5627) ночью при свете прожекторов перехватил S.79 и сбил его над Красным морем. Экипаж бомбардировщика выпрыгнул с парашютами. Пилотом сбитой машины оказался командир бомбардировочной группы. Это была последняя победа 94-й эскадрильи. В начале 1941 года ее перевооружили "Харрикейнами".
В это же время генерал Платт начал наступление из Судана. 16 марта удалось освободить аэродром Барбера. 94-я эскадрилья отправила туда 4 или 6 "Гладиаторов". До конца месяца эти машины прикрывали действия сухопутных войск. В начале апреля эскадрилья передала все имевшиеся 12 "Гладиаторов" 3-й южноафриканской эскадрилье, а сама переправилась в Египет, где 19 апреля расположилась в Амрия. Спустя несколь ко дней на аэродроме Исмаилия для 94-й эскадрильи были получены первые "Харрикейны".
9. Северная Африка, 1940 год.
Со вступлением Италии в войну события в Северной Африке начали свое стремительное развитие. Великобритания располагала в Египте тремя эскадрильями "Гладиаторов". Это были 33-я, 80-я и 112-я. Кроме того, в этом районе находились два авианосца - "Илластриес" и "Игл" с "Гладиаторами" на борту.
В первые дни войны силы Содружества выступили к границе с Ливией. Воздушное прикрытие обеспечивала 33-я эс кадрилья, дислоцированная в Мерса-Марухе.
"Гладиаторы" также нанесли удар по аэродрому противника в Сиди-Азиез.
14 июня звено из семи самолетов, ведомое командиром эскадрильи Д.В. Джонсоном, атаковало в районе Форт-Капуццо одиночный "Капрони" С.310, сопровождавшийся тремя "Фиатами" CR.32. Взводный офицер В.К. Вудворд и сержант Крейг совместно сбили "Капрони", а пайлот-офицер Э.Х. Дин сбил CR.32. Потерь англичане не понесли.
19 июня в Мерса-Марух прибыл первый "Харрикейн". Этот самолет не стали включать в состав какой-либо эскадрильи. Летал на "Харрикейне" пайлот-офицер Уайкхем-Барнс. В первый же день "Харрикейн" совместно с четырьмя "Гладиаторами" из 33-й эскадрильи (командир эскадрильи Джонсон, флайт-лейтенант Дж.Э. Хоукинс, пайлот-офицер А.X. Линч, сержант Грин), патрулируя район Матаан-Гаравала, атаковали группу из 12 "Фалько". В ходе боя Уайкхем-Барнс сбил один итальянский истребитель, а "Гладиаторы" - два других. Среди сбитых оказалась и машина командира итальянской группы. Сержант Грин на базу не вернулся. Пилоты 33-й эскадрильи до конца месяца заявили еще 7 побед. 29 июня взводный офицер Вудворд сбил два CR.32 в районе между Капуццо и Бардией. В этот период 33-я эскадрилья потерь не несла. Один из командиров звеньев получил ранение. Его место занял флайт-лейтенант М.Ст.-Дж. Паттл из 80-й эскадрильи.
4 июля из состава 33-й эскадрильи выделили 6 машин, которые отправили в Гаравалу. Их место заняло звено из 112-й эскадрильи, перебазировавшейся в Хелван. Прибыв в Гаравалу, два "Гладиатора", пилотированные взводным офицером Э.Дж. Вудсом и сержантом Л. Коттингемом, отправились в патрульный вылет в район Соллюма. Там англичане перехватили два CR.42 и сбили их. В тот же день патруль из шести "Гладиаторов" получил приказ атаковать итальянский аэродром в Менастире. Во время налета англичане заметили девять итальянских машин, начинающих взлет. Противник оказался захвачен врасплох. Уоррент-офицер А.К. Уорчестер заявил четыре победы, флайт-лейтенант Коттингем - две, а пайлот-офицер Р.Х. Смит, уоррент-офицер Р.Дж. Беннет и уоррент-офицер Вудс - по одной. На обратной дороге пайлот-офицеру У.Б. Принс-Оуэну пришлось прыгать с парашютом, когда его поврежденный зенитным огнем "Гладиатор" окончательно потерял управление.
Другая интересная страница боевого журнала 33-й эскадрильи датирована 24 июля. В тот день шесть "Гладиаторов", ведомых Паттлом, атаковали группу из 18 итальянских самолетов (бомбардировщики и истребители сопровождения) в районе Соллюма. Англичанам удалось сбить четыре итальянские машины. 25 июля четыре "Гладиатора" перехватили семь итальянских самолетов и сбили пять из них. Паттл в том бою заявил три победы.
В конце месяца 33-я эскадрилья перебазировалась в Хелван, а ее место заняла 80-я эскадрилья.
В течение первых шести недель войны 33-я эскадрилья заявила 38 подтвер жденных побед и уничтожила на земле еще 20 самолетов противника. Эскадрилья потеряла восемь самолетов и четырех пилотов. В сентябре последние "Гладиаторы" были переданы 3-й австралий скойэскадрильи.
80-я эскадрилья перебазировалась в Сиди-Баррани. 1 августа часть располагала 17 самолетами, в основном "Гладиаторами Mk.I" и несколькими египетскими "Гладиаторами Mk.II". 4 августа эскадрилья весь день занималась сопровождением разведывательных "Лисандеров" из 208-й эскадрильи. Четыре "Гладиатора", пилотированные Паттлом, Уайкхем-Барнсом, уоррент-офицером Г. Ланкастером и сержантом Рыо, сопровождали "Лисандеры" 208-й эскадрильи в район Бир-Таиб-эль-Эс, когда их атаковали 17 "Фалько", сопровождавших 10 "Бреда 65". Паттл в первой же атаке сбил один CR.42 и "Бреду". Вскоре к бою присоединились еще 12 CR.42. Сержант Рью был сбит, Паттлу пришлось прыгать с парашютом, когда у его поврежденного самолета отказали пулеметы. Уайкхем-Барнс также выпрыгнул с парашютом. Оба приземлились на территории, контролируемой итальянцами. Всю ночь пилоты шли, пока не пересекли линию фронта.
80-я эскадрилья расквиталась за это поражение 8 августа. В ходе свободной охоты, проводимой силами 13 "Гладиаторов", в районе Эль-Гоби англичане перехватили 27 CR.42. В бою пилоты 80-й эскадрильи заявили 9 подтвержденных и 6 вероятных побед, потеряв две машины и одного пилота (второй выпрыгнул с парашютом).
И без того большие потери итальянцев увеличились с появлением у англичан истребителя "Харрикейн". В результате Регия Аэронавтика прекратила активные действия над Северной Африкой. 7 сентября 80-я эскадрилья уступила место 112-й эскадрильи, а сама перебазировалась в Порт-Судан и Хартум. 13 "Гладиаторов" 80-й эскадрильи проводили длительное монотонное патрулирование в поисках итальянских самолетов.
10. Греция 1940-1941.
В конце лета стало ясно, что Италия не ограничится Северной Африкой, а нападет на Албанию и Грецию. Поэтому англичане отправили в Грецию две эскадрильи "Гладиаторов" и три "Бленхеймов". Однако самолеты опоздали к началу кампании. Первой прибыла в Грецию 80-я эскадрилья, это случилось в конце ноября. Перед отправкой в Грецию эскадрилья получила 16 "Гладиаторов Mk.II". Самолеты своим ходом перелетели в Грецию 17 ноября. Эскадрилья должна была поддерживать действия греческой армии на юго-западе Греции вдоль границы с Албанией. Эскадрилья базировалась в Парамифии. Вскоре часть перебросили на аэродром Триккала, поскольку база в Парамифии оказалась перегруженной. С новой базы 80-я эскадрилья могла как поддерживать наземные части, так и перехватывать итальянские бомбардировщики, шедшие бомбить Афины. Англичане действовали активно и до конца года заявили около 40 побед, потеряв всего шесть истребителей. В середине декабря зарядили дожди, и самолеты сутками стояли на земле. Когда взлетно-посадочная полоса окончательно раскисла, эскадрилья перелетела в Лариссу, где на аэродроме имелась лучшая система дренажа.
В конце 1940 года в Грецию прибыли первые машины 112-й эскадрильи, находившейся в этот момент в состоянии перевооружения. 12 "Гладиаторов" эскадрильи также разместились на аэродроме в Лариссе. В январе погода не стала лучше, авиация обеих сторон полностью прекратила полеты. Едва погода улучшилась, итальянцы снова активизировались. 9 февраля произошло большое воздушное сражение. В нем с английской стороны участвовали 14 "Гладиаторов" из 80-й эскадрильи, а с итальянской - 40 "Фалько" из 363-й, 364-й и 365-й эскадрилий 150-й группы. Итальянские самолеты действовали с аэродромов Агирокастрон, Тирана и Валона. "Гладиаторы", ведомые флайт-лейтенантом Паттлом в районе Янины заявили пять подтвержденных и три вероятные победы без потерь со своей стороны. За эту победу флайт-лейтенант Паттл был представлен к DFC.
В феврале в Грецию прибыла
третья эскадрилья "Гладиаторов" - 33-я. Эта часть также еще не завершила переход на "Харрикейны". Как свидетельствуют многочисленные документы, 80-я и 112-я эскадрилья в последние дни февраля летали как на "Харрикейнах", так и на "Гладиаторах". Паттл принял командование звеном "В" 80-й эскадрильи, оснащенным "Харрикейнами".
В феврале состоялся любопытный эксперимент. Паттл на один из "Гладиаторов" установил 12 свистков, предназначенных для авиабомб. С высоты 4000 футов (1200 м) Паттл спикировал на палатку, где находилась офицерская столовая. Эффект был потрясающий. Все пилоты, находившиеся в палатке в панике бросились врассыпную. Паттл еще несколько раз пикировал на аэродром, выводя машину в горизонтальный полет на высоте всего 6 метров! В последний раз он так разогнался, что при выходе из пике, отвалились кожухи крыльевых пулеметов. Так Паттл доказал эффективность свистков в качестве психологического оружия, однако установить их на самолеты не удалось, так как весь имевшийся запас уже смонтировали на авиабомбы.
До 20 апреля Паттл довел свой боевой счет до 30 побед, из которых большинство одержал на "Гладиаторе". 20 апреля Паттл погиб над Мегарой. К тому времени он уже возглавляли 33-ю эскадрилью.
Наиболее эффектная битва разыгралась над Грецией 28 февраля, когда 16 "Харрикейнов" и 12 "Гладиаторов" из 33-й, 80-й и 112-й эскадрилий совершали боевое патрулирование вдоль шоссе на Саранду и в районе Аргирокастрон-Валона-Тепелини. В ходе вылета англичане перехватили группу из 50 итальянских самолетов. Это были "Фиаты" BR.20, "Фалько" и "Фреччия". Англичане, пользуясь преимуществом в высоте, атаковали итальянцев со стороны солнца, захватив противника врасплох. В течение нескольких минут итальянские самолеты один за другим падали на землю. "Харрикейны" рассеяли противника, а "Гладиаторы" преследовали отдельные уходящие самолеты. В ходе полуторачасового боя англичане заявили 27 подтвержденных и 11 вероятных побед.
В марте 33-я и 80-я эскадрильи получили приказ полностью перейти на "Харрикейны", а "Гладиаторы" передать в 112-ю эскадрилью. Позднее 112-я эскадрилья вернулась в Египет, оставив свои машины грекам на базе в Парамифии. Однако 19 апреля немецкая авиация нанесла по аэродрому массированный удар, уничтожив на земле все оставленные "Гладиаторы". Капитуляция Греции и поспешная эвакуация экспедиционного корпуса привела к большим потерям в материальной части. Лишь несколько самолетов удалось перегнать на Крит. Это были 3 "Фульмара", 4 "Гладиатора", 7 "Харрикейнов". Два из четырех "Гладиаторов" были Mk.II, присланные в Грецию для пополнения 112-й эскадрильи. Два других были "Си Гладиаторами" (N5513 и N5535). Пятый "Гладиатор" прибыл на Крит из Египта. Самолеты участвовали в обороне острова, действуя с аэродрома Малеме. 11 и 12 мая летный офицер Вудс и взводный офицер Уинсленд из 33-й эскадрильи на "Гладиаторах" провели бой с немецкими самолетами, но о результатах ничего не известно. "Си Гладиаторы" были уничтожены на земле в ходе атаки люфтваффе, тогда как оставшиеся три "Гладиатора Mk II" (N5821, N5831 и N5825) перелетели в Египет после потери острова.
11.Ирак 1941.
Как уже выше говорилось, 94-я эскадрилья в апреле 1941 года подготовился переходить на "Харрикейны" и отдала свои "Гладиаторы" южноафриканским частям. В конце апреля поступил приказ собрать все имеющиеся "Гладиаторы" и немедленно перебазироваться в Хаббанию в Ираке. Английская база в Хаббании существовала на основании англо-иракского соглашения 1934 года. Антианглийское восстание, поддержанное Германией, заставило англичан перебросить в Ирак все силы, какие только имелись под рукой. Когда командир 94-й эскадрильи Уайтмен прибыл 1 мая на базу, там было пять "Гладиаторов" (2 Mk.I - К7616, К7899 и 3 Mk.II - N5777, N5780 и N5857) разной степени укомплектованности. Вместе с командиром в Ирак прибыли четверо пилотов: флайт-лейтенант, сэр Р.А. Макроберт, пайлот-офицер Дж.Д.Ф. Хертидж, сержант Л.Э. Смит и сержант У.Г. Данвуди. 4 мая удалось вернуть самолеты в строй. Отряд Уайтмена стал называться Ударным авиаотрядом "Хаббания". "Гладиаторы" патрулировали окрестности базы. Иногда парами вылетали на разведку в район Багдада и Рашида. 13 мая во время одного из разведывательных вылетов вместе с "Бленхеймом" из 84-й эскадрильи, англичане были перехвачены немецким Bf 110, вылетевшим из Мосула. 16 мая три Не.111 из 4./KG 4 атаковали Хаббанию. Их перехватил летный офицер Херртидж на К7616. Он сбил один Не.111, но и сам погиб под огнем немецких бортовых стрелков. На следующий день пилоты 94-й эскадрильи получили возможность расквитаться. Сержанты Смит на N5777 и Данвуди на К7899 во время разведыва тельного вылета в сторону Рашида перехватили два Bf.110 и после короткого боя сбили оба немецких самолета. 22 мая во время налета на немецкий аэродром погиб сэр Р. Макроберт.
В конце мая восстание в Ираке захлебнулось. Английские войска подошли к Багдаду. Наземные силы сопровождали "Одаксы" из 4 FTS и два "Гладиатора". 29 мая "Одаксы" поддерживали атаку на иракские позиции под Хан-Нуктой, когда их атаковали два "Фиата" CR.42. "Гладиатор" (N5777) сопровождения, пилотированный командиром крыла Уайтмена без труда перехватил "Фиаты" и сбил один из них. Это было последняя победа "Гладиатора". Через два дня от ряд Уайтмена вернулся в Исмаилию, а 1 июня 94-я эскадрилья завершила переход на "Харрикейны".
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (5-14)
НАЗАД (3-1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|