Код:

Получить WMR-бонус на свой кошелек!
(Введите номер своего r- кошелька)


5. Истребитель "Gloster Gladiator". Великобритания.

ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ

ВПЕРЕД ВПЕРЕД (6-14)

НАЗАД НАЗАД (4-1)

МОНОГРАФИИ МОНОГРАФИИ

AIRPLANE AIRPLANE

E@MAIL E@MAIL

5. Истребитель "Gloster Gladiator". Великобритания.  

Последней боеспособной эскадрильей на "Гладиаторах" в Юго-Западной Азии была 6-я эскадрилья. К началу войны часть располагала несколькими "Лисандерами" и "Харрикейнами". В июне эти самолеты вывели из состава эскадрильи для модификации. Вместо них часть получила 11 "Гладиаторов Mk.II". Семь из них находились в Вади-Хальфе, а четыре - в Куфре. "Гладиаторы" сопровождали "Лисандеры" в разведывательных полетах. Лишь один раз англичане входили в соприкосновение с итальянцами. 26 октября удалось перехватить одиночный "Пипистрелло", однако сбить итальянский бомбардировщик "Гладиаторы" не смогли. Последнего "Гладиатора" эскадрилья передала на склад в Исмаилии в январе 1942 года.


12. Части метеоразведки.



В октябре 1942 года по данным Министерства авиации Великобритания располагала 62 "Гладиаторами". Самолеты эти служили в частях и использовались по-разному. Многие из них находились в составе отрядов метеоразведки.

Метеорологическая служба "Гладиаторов" началась в 1939 году. Две части в Даксфорде и Олдергруве получили "Гладиаторы". Самолеты раз или два в день проводили наблюдения над Северной Ирландией и Северным проливом. В Олдергруве базировалось 1403-е звено метеоразведки. Номер звену присвоили в марте 1941 года. "Гладиаторы" служили в этой части с 25 марта 1939 года по январь 1945 года. Всего звено использовало девять "Гладиаторов". "Гладиаторы Mk.II" с номерами N5590, N5591, N5592 и N5593 звено получило уже в мае 1941 года. Два из них разбились при посадке в сложных метеоусловиях. Вместо них звено получило машины с номерами N5637 и N5576. Позднее в звено прибыли "Гладиаторы" N5900, N5575 и еще одна машина, номер которой неизвестен. В ноябре 1944 года три самолета (N5900, N5575 и N5576) передали в 226 MU. Последний полет на "Гладиаторе" провел пайлот-офицер Р.Л. Брамли 7 января 1945 года. Полет совершался на полученном еще в 1939 году "Гладиаторе" N5592. Самолет летал на протяжении шести лет, налетал более 3400 часов и пережил две аварии. Всего в звене "Гладиаторе" налетали 14760 часов.

В Даксфорде, а затем в Берчем-Ньютон, базировалась 1401-я эскадрилья метеоразведки. Часть сформировали в марте 1941 года. В августе звено развернули в 521-ю эскадрилью метеоразведки. Эскадрилья летала на самых разных самолетах, в том числе Локхид "Гудзон", Бристоль "Бленхейм", "Спитфайр", "Москито", Майлз "Мастер", "Тайгер Мот", Майлз "Ментор". Наконец, в составе эскадрильи было звено из шести "Гладиаторов". Самолеты вылетали на разведку парами. Один шел вдоль побережья на высоте 6000 футов (около 1800 м), а другой - на высоте 24000 футов (более 7300 м), проводя синхронные замеры. В августе 1943 года эскадрилья перебазировалась в Манстон и целиком пересела на "Спитфайры".

Третьей частью метеоразведки, летавшей на "Гладиаторах" было 1403-е звено. Звено сформировали в начале 1943 года в Майлденхолле. В составе звена имелись два "Гладиатора Mk.II" (N5630 и N5717). В мае 1943 года звено перебазировалось на Гибралтар. Вскоре разбился N4530, а N5717 вышел из строя, а отремонтировать его не представлялось возможным из-за отсутствия запчастей. В августе 1943 года звено расформировали.

За пределами Европы действовало девять эскадрилий метеоразведки: 1411-я, 1412-я, 1413-я, 1414-я, 1415-я, 1560-я, 1561-я, 1562-я и 1563-я.

Первым из перечисленных было сформировано 1 декабря 1941 года в Хартуме 1412-е звено. Звено располагало пятью "Гладиаторами Mk.I"(K6140, K7951, К8001, N5828 и N5831). Самолеты находились в действующих частях с 1937 года, сначала в 72-й эскадрильи, а потом в 33-й эскадрилье.

Также в декабре 1941 года появились два других звена: 1411-е в Гелиополе и 1413-е в Рамале. 1411-е звено располагало восемью "Гладиаторами" до середины 1943 года, тогда как 1413-е звено до мая 1944 года летало на девяти "Гладиаторах", а затем пересело на "Харрикейны". Временами звено действовало с аэродрома Никосии на Кипре.

В декабре 1942 года сформировали 1560-е звено. Звено базировалось в Майдугури, Нигерия. Хотя формально звено появилось 6 декабря, первые машины N5622, N5625 и N5682 поступили лишь в мае 1942 года. Следующие звенья формировались уже в 1943 году.

1414-е звено сформировали в Истлейфе. Восточная Африка. Звено летало на "Гладиаторах" и "Гонтлетах".

1415-е звено возглавлял флайт-лейтенант П.К. Хамфрис. Звено находилось в Хаббании. В распоряжении звена имелся один "Гладиатор" К6147, который разбился при посадке 18 октября 1943 года. Кроме того, в звене имелся "Джипси Мот" и несколько "Харрикейнов".

1561-е звено сформировали в середине 1943 года. Звено дислоцировалось в Икее, Западная Африка. В звене имелись три "Гладиатора", на которых звено летало до мая 1944 года.

1562-е звено располагало четырьмя "Гладиаторами" и дислоцировалось на аэродроме Ватерлоо в Сьерра-Леоне. "Гладиаторы" применялись в звене вплоть до июня 1944 года.

1563-е звено дислоцировалось в Киренайке(Бенин) и до октября 1943 года использовало три "Гладиатора Mk.I".


13. Прочие части (второй эшелон).



Многие "Гладиаторы" использовались для связи, подготовки пилотов и в других вспомогательных целях.

18-я эскадрилья (бомбардировочная), дислоцированная с июня 1940 года во Франции, летала на "Бленхеймах.VI", а также располагала по меньшей мере десятью "Гладиаторами", которые использовали для защиты аэродрома и для курьерской связи.

Многие звенья противовоздушной обороны аэродромов летали на "Гладиаторах". Например, в ходе Битвы за Англию "Гладиаторы" защищали аэродромы Тернхауз и Вест-Райнхем.

Многие "Гладиаторы" находились в составе учебных частей Королевских ВВС.

Несколько, вероятно шесть, "Гладиаторов" из 150 было потеряно вместе с морскими транспортами, на которых они перевозились (главным образом, на Ближний Восток).

По меньшей мере два "Гладиатора" использовались для калибровки РЛС в Тунисе и на Сицилии в 1943-1944 г.г.

"Гладиаторы" имелись в составе следующих частей:

239-я эскадрилья: N2304 (HB-G) применялся для пристрелки зенитной артил лерии.

Звено ПВО Шетландских островов: N2266, N5642, N5643, N5701, N5716, N5901.

Звено в Тернхаузе: N5693, N5714, N5720, N5894.

Звено в Адене: N5910, N5911, N5913, N5916, N5917, N5918.


14. "Морские Гладиаторы".



В 1935 году Королевский ВМФ - FAA (Fleet Air Arm) сформулировал требования к палубному самолету общего назначения, который мог бы быть разведчиком, истребителем, а также легким бомбардировщиком. В соответствии с этими требованиями появился самолет Блэкберн "Скуа". Командование ВМФ не ощущало необходимости иметь на вооружении флота специализированный истребитель. Однако в 1937 году Адмиралтейство все же решило обзавестись подобной машиной. "Скуа" на роль истребителя не подходил. В качестве выхода предложили воспользоваться каким-либо истребителем Королевских ВВС, уже существующим или только проектируемым. Таким самолетом оказался "Фульмар", который создавался в рамках проекта Р.4/34 (0.8/38). Мюнхенский кризис заставил англичан усилить свою авиацию, в том числе и морскую. В качестве шага в этом направлении было решено создать палубную модификацию "Гладиатора".

Первые "Гладиаторы", переданные на флот, получили название "Си Гладиатор", interim - переходный. Это были первые 38 "Гладиаторов Mk.II", выпущенные заводом в Брокворте. Самолеты с номерами N2262-N2302 оставили на заводе для переделки. В ходе переделки истребителям усилили хвостовую часть фюзеляжа, под которым закрепили V-образный крюк аэрофинишера. Также самолеты получили флотскую радиостанцию Т.К.9, а спидометр откалибровали в узлах.

Тринадцать первых "Си Гладиаторов" прибыли в декабре 1938 года на базу Уорти-Даун для ознакомления с ними пилотов. Остальные машины распределили по базам Королевского ВМФ в Хатстоне, Истлейте и Донибристле. Несколько самолетов выслали в Аден, чтобы пополнить экипажи авианосцев Индийского океана.

Вскоре завод "Глостер" получил заказ на выпуск полной модификации "Си Гладиатора", оснащенной спасательной шлюпкой и креплением под катапульту. Контракт, подписанный в июне 1938 года, предусматривал поставку 60 самолетов, соответствующих спецификации F.36/37 - "Гладиатор Mk.II".

Самолеты этой серии имели номера N5500-N5549 и N5565-N5579. Заказчик получил машины в начале 1939 года. До апреля на самолетах невозможно было пользоваться пулеметами в крыльях из-за нерационально подвешенного контейнера со спасательной лодкой.

Любопытная ситуация возникла и с винтом самолета. Проходившие испытания в Мартлшем-Хите и Уорти-Даун, показали, что трехлопастный винт не отвечает требованиям, предъявляемым палубным истребителям, поскольку приводил к росту стартовой и посадочной скорости. Первые испытания на "Гладиаторе Mk.I" K8039 показали преимущество винта типа "Уотте". Однако у трехлопастного винта "Фейри" уменьшили шаг, что устранило имевшийся недостаток. Поэтому серийные машины получили трехлопастные винты "Фейри-Рид", несмотря на критику пилотов, отдававших предпочтение двухлопастным винтам "Уотте".

Позднее выяснилось, что из 72 "Си Гладиаторов", числившихся за Адмиралтейством в середине 1939 года, более 40 имеет винт "Уотте".

Кроме четырех "Си Гладиаторов", которые проходили испытания на авианосце "Корейджес" в марте 1939 года, первой морской эскадрильей, оснащенной этими истребителями, стала 801-я эскадрилья. Эскадрилья располагала шестью промежуточными "Си Гладиаторами" и четырьмя "Скуа". Эскадрилья проводила сравнительные испытания самолетов обоих типов. Боеготовность эскадрилья обрела перед самым началом войны. Однако, 204 раза посадив "Гладиаторы" на палубу авианосца, эскадрилья получила приказ передать эти машины на береговой склад, получив взамен "Скуа".

"Гладиаторы" не пользовались большим успехом еще и по той причине, поскольку считалось, что один пилот без помощи штурмана вряд ли сможет успешно определять свое местонахождение над бескрайними морскими пространствами.

К моменту вступления Великобритании в войну, морская авиация располагала 12 переходными "Си Гладиаторами" и 42 "Си Гладиаторами Mk.II".

Как уже говорилось выше, 801-я эс кадрилья вскоре после начала войны передала свои "Си Гладиаторы" на склад в Хатстон (Оркнейские острова).

На Средиземном море действовал авианосец "Глориес" с 802-й эскадрильей на борту. Эскадрилья располагала 9 "Си Гладиаторами", возглавлял эскадрилью лейтенант-командор Дж.П.дж. Бриант. Вскоре "Глориес" вместе с авианосцем "Игл" перебросили в Индийский океан. Три "Гладиатора" 802-й эскадрильи передали в резерв в Калафране, так что в эскадрилье фактически осталось одно звено из шести "Гладиаторов", которым командовал лейтенант Дж.Ф. Мармонт.

Первые месяцы войны показали, что базы английского флота практически лишены прикрытия с воздуха. Хуже всего дела обстояли в Скапа-Флоу. Поэтому из резервных самолетов сформировали 804-ю эскадрилью, дислоцированную в Хатстоне. К боевым вылетам эскадрилья приступила 9 декабря 1939 года.

В марте 1940 года базы в Хатстоне, Скапа-Флоу и Ферт-оф-Форт уже имели достаточное прикрытие: три эскадрильи "Харрикейнов", одну эскадрилью "Скуа", одну эскадрилью "Си Гладиаторов" и эскадрилью "Роков". Однако отсутствие радиолокационной станции заметно ослабляло оборону баз. Так, 16 марта 9 "Си Гладиаторов" 804-й эскадрильи поднялись в воздух всего за 6 минут перед налетом на Скапа-Флоу. Немецким самолетам удалось сбросить бомбы на крейсер "Норфолк" и благополучно уйти, прежде чем над базой появились английские истребители. Удачнее складывались обстоятельства 10 апреля, когда шесть "Си Гладиаторов" 804-й эскадрильи перехватили над Скапа-Флоу один Не.111 и два Do.17, сбив "Хейнкель" и повредив один "Дорнье".

Нападение Германии на Норвегию подтвердило стратегическую важность базы в Скапа-Флоу, а также дало немцам больше возможностей атаковать эту базу с воздуха. Морское командование решило усилить защиту базы 14 "Скуа", их которых 12 было на борту спешно переброшенного в Северное Море авианосца "Глориес". Дело в том, что "Глориес" был оборудован подъемником, позволявшим поднимать из ангара самолеты с нескладываемыми крыльями ("Харрикейны" и "Гладиаторы"). Находившиеся в то время на базах в Англии авианосцы "Арк Ройал" и "Фьюриес" такими подъемниками не располагали.

"Глориес" прибыл в Скапа-Флоу 18 апреля. На его борту имелось 9 "Си Гладиаторов" (три машины остались на Мальте). Как уже рассказывалось выше, 21 апреля на палубу авианосца перебазировалась 263-я эскадрилья. На следующий день прибыли 9 "Си Гладиаторов" 804-й эскадрильи. Авианосец в результате нес 9 "Скуа", 19 "Си Гладиаторов" (один с авианосца "Спарроухоук" вместо разбившейся машины 263-й эскадрильи), а также 17 "Гладиаторов" Королев ских ВВС.

У побережья Норвегии палубная авиация прикрывала корабли. Наибольшее напряжение воздушных боев отмети ли 11 мая. Шесть "Си Гладиаторов" из 802-й эскадрильи и 9 из 804-й эскадрильи перехватили пять Ju.87, два Не.111 и Не.115, сбив все Ju.87 и Не.115 без потерь со своей стороны. "Глориес" вернулся в Скапа-Флоу 3 мая.

В это время оборона Скапа-Флоу со стояла всего из нескольких "Си Гладиаторов" 804-й эскадрильи. Эти самолеты 27 апреля перехватили одиночный Не.111. Хотя несколько пилотов заявили победу, самолет сумел вернуться на свой аэродром, несмотря на полученные по вреждения.

Фиаско 263-й эскадрильи стало причиной решения использовать для поддержки сухопутных войск самолеты "Скуа" и "Свордфиш". 804-я эскадрилья покинула "Глориес", а ее место заняли новые самолеты. 802-я эскадрилья осталась на месте, обеспечивая истребительное прикрытие. 9 мая 804-я эскадрилья разделилась. Шесть самолетов перебазировалось на авианосец "Фьюриес", а три (имевшие легкие повреждения) остались на базе в Кемпебелтауне.





ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ

ВПЕРЕД ВПЕРЕД (6-14)

НАЗАД НАЗАД (4-1)

МОНОГРАФИИ МОНОГРАФИИ

AIRPLANE AIRPLANE

E@MAIL E@MAIL



Hosted by uCoz