3. Жан Мермоз.
В то время Мермоз не предполагал, что его служба в компании, с 1927 года называющаяся CGA, приближается к концу. В марте 1931 года она была реорганизована и переподчинена министерству авиации. К этому времени это была крупнейшая французская транспортная компания. Она имела в своем распоряжении 48 пилотов и 129 самолетов различных типов. Ее оборотный капитал составлял 45 миллионов франков. Для сравнения, другая не менее известная тогда французская транспортная компания “AIR ORIENT“ имела оборотный капитал 22 миллиона франков и 29 самолетов.
Мермоз, получивший известность во Франции, как открыватель воздушных трасс, рекордсмен и один из наиболее популярных пилотов у себя на родине, на этот раз не опасался остаться без работы. Вскоре он принимает приглашение от фирмы Societe de Avion Bernard и уже в 1931 году начал готовиться к беспосадочному перелету через Северную Атлантику по маршруту Париж – Нью-Йорк.
В алжирском городке Оран собрались три экипажа, задумавшие совершить перелет Париж – Нью-Йорк. Это экипаж самолета Dewoitine – 33 Доре и Ле Бри, экипаж самолета Bleriot – 110 Боссоутро и Росс и экипаж самолета Bernard – 80GR3 Антуан Пиллар и капитан Майллоукс. Все они хотели в готовящемся перелете побить, принадлежащий итальянцам, мировой рекорд на дальность. Он составлял 8188,8 километра. Инициатором всей этой затеи был Альбер Когу – шеф главного технического управления при министерстве авиации. В 1929 году он предложил представителям фирм Bleriot, Bernard и Dewoitine разработать самолет с дальностью полета 7000 километров, способный перелететь Северную Атлантику. В фирме Bernard за дело взялись два хорошо известных конструктора Бешеро и Галтье. Они разработали самолет монопланной схемы, деревянной конструкции с крылом толстого профиля. Эта замечательная машина была оснащена рядным двигателем жидкостного охлаждения Hispano - Suiza 12Nb. Самолет был облетан в Ле-Бурже 27 ноября 1930 года, после чего представлен в комиссии по новым авиационным конструкциям.
1 февраля 1931 года Пиллар, капитан Майллоукс и механик Лаверсин на окрашенном в оранжевый цвет самолете Bernard-80GR перелетели на аэродром Ла-Сени в Оране. Там к ним присоединился Жан Мермоз.
Перед трансатлантическим перелетом решено было проверить, как будет вести себя машина в длительном полете. 23 февраля экипаж самолета Bernard-80GR стартовал в попытке установить новый мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту. Самолет имел регистрационный бортовой код F-AKEX и был заправлен 6300 литрами топлива. Вначале полет проходил без особых осложнений. Спустя некоторое время, вдруг выяснилось, что расход топлива в полете гораздо выше предусмотренного в расчетах. 25 февраля пришлось совершить вынужденную посадку. Самолет продержался в воздухе 50 часов и 2 минуты. При этом он пролетел расстояние, равное 8168 километров. Не хватило всего каких-то двадцати километров, чтобы повторить рекорд итальянцев. В последствии выяснилось, что виной всему был плохо отрегулированный винт самолета.
На следующий день совершил посадку самолет Bleriot-110, на котором Росс и Боссоутро одержали триумфальную победу. Они установили новый мировой рекорд на дальность полета по замкнутому маршруту, пролетев за 75 часов 23 минуты 8822 километра. Однако, экипаж самолета Bernard и не думал cдаваться. Вечером, 30 марта 1931 года, Пиллар и Мермоз, находящиеся теперь в Испании, снова выруливают свой самолет на старт. На этот раз они взяли на борт 7200 литров бензина. Взлетный вес машины приблизился к 10 тоннам. Для разбега была специально сооружена взлетная полоса, длина которой составила 1600 метров. Тяжело груженный самолет, с трудом оторвавшись от земли, стал очень медленно набирать высоту. Пилоты решили на этот раз уменьшить скорость полета со 190 до 157 км/час. Это было необходимо для того, чтобы максимально снизить расход топлива. На рассвете, 2 апреля, когда самолет находился в воздухе уже 60 часов, ситуация неожиданно осложнилась. Температура двигателя стала быстро расти. Все говорило о том, что в моторе не хватает охлаждающей жидкости. Пиллар выбрался из самолета наружу и осторожно стал пробираться к двигателю. При этом Мермоз держал его одной рукой за ногу, а другой умудрялся пилотировать самолет. Наконец Пиллар дотянулся до радиатора. Прилагая огромные усилия, он с трудом отвернул крышку заливочной горловины и стал заливать туда все, что только можно было найти на борту самолета. В ход пошла минеральная вода, кофе, шампанское. При этом Пиллар сильно ожег руки о выхлопной коллектор, но несмотря на жгучую боль, продолжал делать свое дело. В результате этого им удалось продержаться в воздухе еще четыре часа…
Пиллар и Мермоз стали новыми рекордсменами. Они пролетели 8960 километров. Но долго ходить в победителях, им было не суждено. Уже 10 июня 1931 года их результат был превзойден экипажем самолета Dewoitine-33. Новый рекорд на дальность полета составил 10371 км. Фирма Bernard в это время начала работы по модернизации самолета и подготовке его к перелету через Северную Атлантику. Новая машина получила обозначение Bernard-81GR. Но Антуан Пиллар не дождался ее. 15 июня он неожиданно умирает от воспаления брюшины. В память о нем, его именем назвали новый самолет. Однако удача уже отвернулась от Мермоза. В конце 1931 года он и Майллоукс терпят на этом самолете аварию. От горячей воды, вытекшей из разбитого радиатора, оба пилота получают тяжелые ожоги. После долгого лечения, продлившегося до августа следующего года, Мермоз покидает фирму Bernard. Немного погодя, Жан обращает внимание и проявляет большой интерес к перспективному трехмоторному самолету Couzinent-70 ”Arc-en-Ciel”.
Эта машина в то время, несомненно являла собой наивысшее достижение молодого талантливого инженера Рене Кузинэ. Она представляла собой элегантный цельнодеревянный моноплан с низко расположенным крылом и тремя двигателями.
Первый полет самолет совершил в феврале 1932 года. Ему был присвоен регистрационный код F-AMBV. 12 января 1933 года, Мермоз – первый пилот, Карретье – второй пилот, Майллоукс – навигатор, Жюс и Марио – механики, Мануэль – радист и Кузинэ – конструктор самолета, вылетели из Эстрэ и взяли курс на Порт Этьен. Оттуда они перелетели в Сен-Луи. Из Сен-Луи их самолет вылетел 16 января в 16.35 и направился через океан на Натал.
Самолет был заправлен 8300 литрами бензина и 250 литрами масла. Перелетев через Атлантику, они направились в Буэнос-Айрес через Рио-де-Жанейро и Пелотас. 25 января была сделана остановка в Монтевидео, а 10 февраля отправились в обратный путь. В Натале им не повезло. На неровностях посадочной полосы было повреждено шасси самолета. Только 15 мая они смогли вылететь в сторону Африки. Теперь состав экипажа несколько изменился. Вместо Жюса и Марио летели механик Коллено и журналист Бринжье. Когда до берега оставалось 700 километров, заглох один из трех двигателей. На двух исправных им удалось благополучно дотянуть до материка и совершить посадку. После небольшого ремонта снова отправились в путь, взяв направление в сторону Франции. В Касабланке сделали промежуточную посадку. Там на взлете у них глохнет тот же мотор. Уже в конце маршрута, из-за плохой погоды над Южной Францией, пришлось сделать еще одну незапланированную посадку в Тулузе. В Париж они прибыли 21 мая. Позже, на самолетах компании Эр Франс, Мермозу пришлось неоднократно летать по этому маршруту. В 1934 году ему удалось слетать в Южную Америку шесть раз. Но это было уже не покорение Атлантики, а обычные регулярные рейсы. 28 мая того же года, по возвращению из Натала, Жан Мермоз был удостоен высшей награды Франции – ордена Почетного Легиона.
В 1935 году наступает пик битвы за Южную Атлантику между почтовыми компаниями Франции и Германии. Главным образом благодаря Мермозу, который совершал в это время почтовые полеты на самолетах Couzinent-70/71 и Late-300, Французская компания Эр Франс одержала победу. Она сумела наладить регулярные полеты через океан, перевозя почту каждую неделю!
Мермоз, ставший генеральным инспектором Эр Франс, временами не мог отказать себе в соблазне сесть за штурвал одного из почтовых самолетов компании. В понедельник 7 декабря 1936 года, четырехмоторная летающая лодка Late-300 “Groix du Sud”, имеющая регистрационный код F-AKGF, вылетела из Дакара в свой 24 полет через океан. Это был 72 еженедельный, регулярный почтовый рейс в Южную Америку. На ее борту в составе экипажа находились: генеральный инспектор компании Жан Мермоз – первый пилот; Александр Пичодо – второй пилот; Анри Изан – навигатор; Эдгард Гувиль – радист; Жан Лавидаль – механик. Самолет вылетел рано утром, но через некоторое время пришлось прекратить полет и возвратиться в Дакар из-за утечки масла. После устранения неисправности, в 6 часов 52 минуты самолет снова взлетел и взял курс на Натал. И пропал… Больше их никто никогда не увидел. В течение последующих четырех часов Мермоз регулярно выходил на связь. В 10.47 в эфире прозвучало: “Выключаем задний правый двигатель…” – связь с самолетом прервалась. Ждали сигнала SOS, ждали какое-либо сообщение, но эфир на частоте самолета молчал. От двадцатитрехтонной летающей лодки не осталось ни малейшего следа. Она канула в неизвестность вместе со всем своим экипажем. В предполагаемый район бедствия были высланы суда и самолеты. Поиски продолжались несколько дней, но все было напрасно. Франция погрузилась в траур. Страна потеряла своего самого популярного пилота первой половины тридцатых годов. До своего рокового полета Жан Мермоз налетал 8200 часов,
многократно пересекал Южную Атлантику. Посмертно, за выдающиеся заслуги в области авиации, ему была присуждена золотая медаль FAI. О его жизни написано несколько книг, снят фильм.Во Франции и Южной Америке до сих пор помнят о славном пилоте, который положил начало регулярным полетам в тех местах, где это считалось ранее невозможным. Его именем названы улицы, площади, различные авиационные объекты. Установлены в его честь мемориальные доски, памятники. “Я не в состоянии – говорил Мермоз – выступить в роли остановившегося мотора”. И этой фразой очень удачно можно охарактеризовать неугомонность и целеустремленность его натуры. Таким он был всегда. Таким он и остался в памяти своих друзей, почитателей и продолжателей его дела.
Автор монографии О. А. Ильинский
Главная
Предыдущая
Эти великолепные пилоты на своих летательных аппаратах...
E@mail
|