Более 100 лет назад, 25 июля 1909 года французский авиационный конструктор Луи Блерио первым в мире перелетел на
самолете через водное пространство – пролив Ла-Манш между Англией и Францией. Полет был осуществлен на аэроплане
собственной конструкции.
Рассмотрев историю этого достижения, следует заметить, что успех был достигнут только благодаря упорству и
настойчивости пилота. Будучи владельцем небольшой фабрики, выпускавшей оборудование для автомобилей, Луи Блерио
увлекся авиацией и построил 10 различных летательных аппаратов собственной конструкции. Большинство из них оказались
неудачными и только некоторые из них годились лишь для непродолжительных подлетов. Первая удачная модель Bleriot-VI
позволила конструктору совершить на ней полет протяженностью 143 метра. При этом удалось достичь высоты 12 метров.
Это был первый удачный полет конструктора. Совершенствуя свой аэроплан, он вскоре совершает перелет на расстояние
186 метров. Сегодня такие достижения кажутся детскими забавами, но в начале прошлого столетия они являлись весьма
успешными. Надо заметить, что правительственные чины еще не видели никакой практической выгоды от применения
аэроплана и считали, что эти рискованные полеты в лучшем случае спорт и не более того. Да и как могла внушить
доверие машина, выполненная из полотна и фанеры, детали которой были раскреплены рояльной струной? В связи с этим
авиационные разработки в большинстве своем финансировались из скудных сбережений самих изобретателей или за счет
пожертвований более богатых энтузиастов авиации.
30 октября 1908 года Луи Блерио на аэроплане Bleriot-VIII bis осуществляет перелет по замкнутому маршруту
из одного города в другой, с возвратом на место старта. Перелет был совершен в один день между Турином и Артене,
расположенными на расстоянии 14 километров друг от друга. Необходимо обратить внимание, что к этому времени из-за
частых поломок и аварий, а также из-за затрат на постройку новых, более совершенных конструкций, расходы Л. Блерио
достигли приличной суммы в 780000 франков. Он был на грани разорения. И хотя последний рекордный перелет принес ему
определенную славу, он не смог изменить в корне финансового положения конструктора. Немногим раньше, 5 октября 1908
года английская газета Daily Mail объявила награду в 500 английских фунтов тому, кто сумеет преодолеть водное
пространство между Англией и материком. Через некоторое время эта сумма была удвоена. Вложив последние средства в
постройку самолета специально для такого полета, Луи Блерио создал успешную модель Bleriot-XI. В декабре 1908 года
этот аэроплан экспонировался в парижском автосалоне, а 23 января 1909 года Луи Блерио совершает на нем удачный
перелет по маршруту протяженностью 41 километр со средней путевой скоростью 64 км/час.
Совершить перелет через пролив готовились также де Ламбер на аппарате Wright и Латам на Antoinette VII. Де
Ламбер, взвесив все доводы за и против, сделал вывод, что игра не стоит свеч и вскоре, отказался от такого
авантюрного предприятия. Латам вылетел 19 июня 1909 года из маленького городка Сангат, что находится недалеко
от Кале, и взял курс через пролив на Англию. Он был уверен в своей победе, но пролетев 12 километров, его аэроплан
плюхнулся в пролив из-за отказа двигателя. К счастью, пилот не пострадал. Да и самолет остался на плаву, позволив
продержаться до прихода помощи. Неудача не сломила Латама. Он решил повторить свою попытку еще раз. А пока он
использовал свою аварию в рекламных целях. “Аппарат Antoinette VII является непотопляемым” – объявил он. Через
неделю 27 июля Латам предпринимает еще одну попытку. Опять неудача. Он не дотянул до берега всего каких то 1,5
километра! Только в третий раз, 1 августа ему удастся покорить канал, перелетев из Кале в Дувр. Но все
это будет потом. А 25 июля стартовал Луи Блерио на своем аппарате Bleriot-XI, оснащенным двигателем Anzani. Этот
двигатель имел один существенный недостаток, что впрочем, было нередким в то время. Через 20-25 минут работы он
обычно перегревался и клинил из-за недостаточного охлаждения. Блерио выбрал для перелета пасмурный день,
справедливо полагая, что это позволит работать мотору более продолжительное время. Кстати, плохая погода в этот
день отпугнула Латама от попытки предпринять второй полет.
Вылетев рано утром в 4.35 из Кале, Л. Блерио взял курс на Дувр. Черный дым миноносца “Эскопет”, который
должен был сопровождать полет аэроплана, заслонил собой, показавшееся было солнце. Однако вскоре дым и миноносец
остались позади. Минут 10 пилот находился совершенно один, затерянный в пространстве над вспененным морем. Не было
видно ни одной точки на горизонте, ни единого корабля на воде. Тишина вокруг, нарушаемая только звуком работающего
мотора, таила в себе серьезные опасности. Сознавая это, Л. Блерио не спускал глаз с указателя масла и бензиномера.
Извлекая опыт из неудавшегося полета Латама, аэроплан был снабжен расположенными внутри фюзеляжной фермы
прорезиненными полотняными баллонами с воздухом. По замыслу конструктора они должны были придать аэроплану
плавучесть, на случай вынужденной посадки на воду из-за отказа двигателя. Эти 10 минут тянулись нескончаемо долго.
Лишь увидев впереди узкую полоску берега, пилот почувствовал себя очень счастливо. Сомнений быть не могло. Это
Английский берег. Аппарат покорно подчиняется управлению и приближается к береговой черте… Но что это? Впереди нет
никакого Дувра! Куда же лететь? К счастью, внизу Л. Блерио замечает три судна. “Bозможно они идут в
порт”- предполагает он и разворачивает свой аэроплан за ними. Моряки приветствуют его восторженными жестами. Наконец
справа показывается береговая извилина, а немного погодя дуврский замок. “Дикая радость охватывает меня” –
вспоминал позже Луи Блерио. Он сворачивает в сторону берега. Внизу на берегу, какой-то человек размахивает
трехцветным французским флагом. Спустившись ниже, пилот узнает знакомого редактора газеты, который, находясь один,
посреди большой равнины что-то кричит ему. Но работающий двигатель глушит его слова и не позволяет ничего услышать.
Прошло уже чуть больше получаса, как аэроплан находится в воздухе. Этого более чем достаточно. Нельзя далее искушать
судьбу. Пилот пытается посадить аэроплан, но порывы ветра треплют его, норовя перевернуть. Выбрав удобный момент,
рискуя разбиться, Луи Блерио выключает зажигание и плюхается на землю. Трещит и подламывается под аппаратом шасси.
Ломается винт. Ничего не поделаешь! Зато только сейчас был совершен перелет через Ла-Манш.
Этот перелет принес удачливому конструктору славу и мировую известность. Время, затраченное на преодоление
пространства между материком и островом, составляло всего 37 минут. Это было сенсацией. “Между странами больше не
существует границ! Англия больше не островное государство!” – писали восторженно газеты того времени.
Получив награду, учрежденную за этот перелет, Луи Блерио сумел поправить свои финансовые дела. Он
организовал производство аэропланов Bleriot-XI, интерес к которым проявили многие авиаторы мира. Было выпущено 1000
аппаратов этой удачной конструкции разных модификаций, отличающиеся главным образом друг от друга устанавливаемыми
на них двигателями различной мощности от 50 до 100 л.с. Помимо того строились эти самолеты и в России на заводе
“Дуксъ”. Один из подлинных экземпляров Bleriot-XI
“ Traverser la Manche ”, сохранился до наших дней. Он находится в национальном авиамузее во Франции.
В последующие годы Луи Блерио создал еще немало удачных авиационных конструкций. Но даже если бы он после
этого легендарного перелета ушел бы из авиации, его имя все равно было бы вписано в историю золотыми буквами.
Расстояние, которое пролетел Л. Блерио на своем аэроплане, составляло около 48 километров (33 км по прямой). Это
не было само по себе блистательным достижением. К этому времени Уилбур Райт уже установил официальный рекорд на
дальность по замкнутому маршруту. Он составлял 124,7 км. Но в отличие от У. Райта, Л. Блерио удалось соединить две
страны, разделенные до этого морем. Он совершил то, что никто до него другой не смог сделать. Он сделал первый шаг
для того, чтобы объединить людей всех континентов, разделенных огромными водными просторами. Затем был совершен
перелет через Ирландское море. Его выполнил Роберт Лорейн 11 сентября 1910 года на аэроплане конструкции Farman. 18
декабря 1912 года Роллан Гарро покорил Средиземное море. Затем… Затем наступила 1-я мировая война.
После войны на протяжении двух десятилетий развернулась одна из грандиознейших битв в истории человечества.
Битва за Атлантику. Сейчас мы на комфортабееельных авиалайнерах можем преодолеть огромные расстояния. И редко кто из
нас задумывается над тем, какой ценой человечество добилось такого прогресса. За считанные часы мы переносимся с
одного континента на другой, разделенные тысячами километрами морской стихии. Много отважных смельчаков пыталось
покорить воздушное пространство Атлантики, но не многим это удалось, прежде чем такие перелеты стали безопасными и
обыденными. И несомненно, первый перелет через Ла-Манш был этапным в истории авиации. Весь мир узнал на практике,
что для самолета не существует границ.
Автор Ильинский О.А.
Самолет ”BLERIOT XI“
Главная
Эти великолепные пилоты на своих летательных
аппаратах...
E@mail
|