3. Братья Райт.
-
Первые испытания “Флайера”, как назвали свой самолет братья Райт, происходили 14 декабря. Ветер был слабый и для облегчения взлета, рельс расположили на склоне песчаного холма под углом 90. После шестнадцатиметровой пробежки под уклон самолет поднялся в воздух, но через несколько мгновений после взлета резко задрал нос и упал на крыло с высоты около 5 метров. Время нахождения в воздухе составило всего 3,5 секунды. Дальность полета – 32 метра. Авария была вызвана слишком быстрым отклонением руля высоты. Как выяснилось в последствии, он был неправильно сбалансирован. Повреждения конструкции были невелики. Пилот Уилбур Райт остался невредим.
17 декабря были продолжены испытания самолета. В этот день дул достаточно сильный ветер и старт производился с горизонтально проложенного рельса. “Первый полет – писали братья Райт, - длился 12 секунд… Второй и третий были несколько продолжительнее, а четвертый полет длился уже 59 секунд. В этом полете было преодолено при силе ветра 8 м/сек, расстояние 852 фута, измеренное по земле. По окончании полетов, машина была установлена на месте, где мы ее считали в полной безопасности. Спустя несколько минут, когда мы делились впечатлениями и беседовали о совершенных нами полетах, аэроплан был подхвачен внезапным порывом ветра, который стал с силой бить его о землю. Все присутствующие поспешили на помощь, но было уже поздно: несмотря на наши старания аэроплан оказался разбитым. Было поломано крыло и повреждена трансмиссия. Полеты пришлось прервать”.
Итак, во время испытаний 17 декабря 1903 года удалось выполнить только четыре коротких полета, общей продолжительностью менее двух минут. Их еще нельзя назвать практическими полетами, так как не делалось никаких попыток изменять их направление движения в воздухе. Но, тем не менее, эти испытания явились выдающимся событием в истории авиации. Впервые, человеку удалось осуществить установившейся полет на самолете. Опираясь на опыт своих предшественников и на собственные навыки планеростроения, братья Райт создали самолет, который обладал не только необходимой для полета энерговооруженностью, аэродинамическим качеством и запасом прочности, но и имел эффективную систему бокового и продольного управления. Правда, из-за статической неустойчивости “Флайера”, его пилотирование требовало большого искусства, и в 1903 году Райты не владели им в должной мере. Несмотря на это, испытания показали, что окончательный успех в деле создания практического самолета близок. Аппарат с человеком на борту взлетал под действием собственной мощности и несколько раз подряд совершил полеты без потери высоты и скорости.
В следующем году братья решили было не восстанавливать старый самолет и приступили к созданию нового. Новый аппарат, получивший название “Флайер – 2”, являл собой незначительно модифицированный вариант старого. Основными отличиями было применение другого, более мощного двигателя в 16 л.с. Кроме того, была несколько изменена форма руля направления, уменьшена кривизна крыла, увеличена емкость топливного бака и усилена вся конструкция планера, который весил теперь 320 кг. Размах и площадь крыла остались прежними.
Испытания нового самолета проводились на территории огороженного изгородью пастбища вблизи Дейтона – города где жили братья. Из - за значительно возросшего веса двигателя, несмотря на увеличение его мощности, удельная нагрузка на мощность была попрежнему велика, хотя и немного уменьшилась. Она составила 5,5 кг/л.с. Для того, чтобы дистанция разбега не превысила длину стартового рельса, полеты приходилось осуществлять только при наличии сильного встречного ветра. Решив устранить этот недостаток, братья применили катапультный метод старта. Сконструированное ими устройство представляло собой пирамидальную вышку, к вершине которой подвешивался груз весом около полутонны. Груз был соединен тросом с самолетом и во время своего падения создавал усилие, ускоряющее взлет.
Первый катапультный взлет состоялся 7 сентября 1904 года. Новый способ старта позволил производить полеты независимо от наличия ветра и интенсивность испытаний возросла. Экспериментаторы приобрели вскоре опыт управления в прямолинейных полетах. Однако время нахождения в воздухе по-прежнему измерялось секундами, так как небольшие размеры выделенного им участка и необходимость каждый раз переносить аппарат назад к стартовому устройству ограничивали дальность. Поэтому было решено перейти к полетам по кругу. Они осуществлялись за счет бокового скольжения, возникавшего при перекашивании крыла.
Попытка совершить полет по замкнутой траектории, впервые была предпринята 15 сентября. Из-за слишком большого радиуса разворота возникла опасность столкновения с оградой (как и в прежние годы братья проводили испытания на минимальной высоте), и опыт пришлось прервать. Успех был достигнут 5 дней спустя, когда Уилбур Райт выполнил разворот на самолете на 360 градусов.
Полеты по кругу позволили увеличить время пребывания в воздухе. Полет 20 сентября продолжался 2 мин.15 сек. Новый рекорд продолжительности установил Уилбур 9 ноября. Он составлял 5 мин. 4 сек.. Во время этого полета самолет описал в воздухе четыре полных круга. Пройденное расстояние составило 4,8 км.
Несмотря на то, что после начала использования катапульты полеты стали выполняться чаще, а освоение техники движения по кругу позволило увеличить их продолжительность, братья Райт пришли к убеждению в необходимости дальнейшей “доводки” самолета. Дело в том, что в ходе испытаний в 1904 году, “Флайер” во время виражей нередко переставал слушаться управления и несколько раз возникали аварийные ситуации. Устранить это опасное явление Улбуру и Овиллу удалось только в следующей своей конструкции.
Новый самолет братьев имел тот же двигатель, что и предыдущая машина. Но благодаря тщательной регулировке, его мощность была доведена до 21 л.с. Конструкция самолета не претерпела серьезных изменений. Райты несколько увеличили размеры и вынос рулевых поверхностей. Для уменьшения скольжения при поворотах между плоскостями переднего руля установили две вертикальные перегородки. Некоторые конструктивные элементы самолета были усилены. Вес аппарата с двигателем составлял 320 кг, площадь крыла - 47 квадратных метра, размах крыла – 12,3 м.
Испытания “Флайера – 3” начались весной 1905 года. Несмотря на меры, предпринятые для увеличения эффективности рулей и уменьшения бокового скольжения, аэроплан сохранял тенденцию к потере управления на виражах. Только в конце сентября изобретатели поняли, что данное опасное явление связано с потерей скорости и срывом воздушного потока с управляющих поверхностей. После того, как Райты стали выполнять повороты при меньших углах атаки крыла, неприятности с управлением прекратились.
Облегчило выполнение виражей и раздельное управление перекашиванием крыла и рулем направления. Применение независимого двухканального бокового управления самолетом, позволило совершать виражи без скольжения и уменьшить необходимую для выполнения маневров мощность.
После усовершенствования техники маневрирования (к концу1905 года Райты уверенно выполняли не только полеты по кругу, но также и “восьмерки”), продолжительность полетов возросла во много раз. Почти 20 минут продолжался полет, осуществленный 20 сентября. В конце 1905 года Братья в письме к Ф. Ферберу писали: “30 сентября мы совершили полет в 24 535 метров в течении 25 минут и 5 секунд. Мы были принуждены прекратить полет вследствии нагревания подшипников трансмиссии, на которых у нас не было масленок. Мы пролетели 4 октября 33 456 метров за 33 минуты и 17 секунд. Подшипники и передачи опять разогрелись, но нам удалось вернуться к месту отправления прежде, чем мы принуждены были остановить двигатель, прекратив вспышки. 5 октября наш полет продолжался 38 минут и 3 секунды на дистанции в 39 километров. Остановка произошла из-за того, что закончился бензин”.
Все полеты происходили кругами над тем же испытательным аэродромом в районе Дейтона. Средняя скорость составила около 60 километров в час.
Успешные полеты самолета братьев Райт не привлекли внимания прессы. Журналисты не верили слухам о полетах или, зная о значительно более продолжительных перелетах на дирижаблях, не придавали этому факту значения. Эта ситуация на первых порах вполне устраивала братьев. Они не хотели публично оглашать сведения о своем самолете прежде, чем они сумеют выгодно продать свое изобретение. Когда продолжительность полетов возросла и к месту испытаний стало сходиться много любопытных, Райты решили прекратить опыты до продажи самолета правительству какой-нибудь страны. Переговоры о сделке затянулись и летные эксперименты продолжились только в 1908 году…
Главная
Предыдущая
Авиаторы
E@mail
|