В 1936 году компании Airspeed выпал удачный случай представить техническое предложение в соответствии со спецификацией Министерства авиации Т23/36, которая предусматривала разработку двухмоторного тренировочного самолета. Эта конструкция Airspeed базировалась на удачном AS.6 Envoy. 24 машины этого типа уже летали на воздушных линиях и с самого начала имели репутацию надежных , которая, возможно, и способствовала принятию Министерством авиации решения о заказе на производство 136 AS.10.
Прототип AS.10, получивший при рождении имя Oxford (Оксфорд), совершил первый полет 19 июня 1937 года, а первые поставки начались уже в ноябре этого же года, когда четыре из первых шести машин поступили в Центральную летную школу RAF, а остальные две - в 11 летную тренировочную школу. Очень похожий размерами и конфигурацией на AS.6 Envoy представлял собой цельнодеревянную базовую конструкцию планера с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Различия были в двигателях, внутреннем оборудовании и оснащении Oxford Mk.I пулеметной турелью Armstrong Withworth (Армстронг Уитвортх) для тренировки воздушных стрелков.
Oxford, построенный в большом колличестве, интенсивно использовася в государственной авиационной учебной программе в начале Второй мировой войны, а важное новшество, которое Airspeed применило в его компоновке, несомненно, способствовало выполнению требований, предъявлявшихся к такому самолету. Обычная компоновка предусматривала экипаж из двух человек, но в дополнение к креслам пилотов - ученика и инструктора - имелось рабочее место для тренировок воздушного стрелка, бомбардира, фотооператора, штурмана или радиста. Стандартное двойное управление самолета обеспечивало его использование в качестве двухмоторного тренировочного самолета; кресло второго пилота снималось и бомбардир мог расположиться лежа и сбрасывать дымовые практические бомбы, которые подвешивались внутри центроплана; или сиденье могло быть сдвинуто назад, и столик для карт, откидывающийся со стенки фюзеляжа, использовался для тренировки штурмана; раположенное спиной по направлению полета кресло, позади места второго пилота, применялось для тренировки радиста; колпак позволял использовать Oxford для тренировок в слепом полете по приборам.
Силовая установка менялась в зависимости от серии. Mk.I - общего назначения, предназначенный для тренировок бомбардиров и стрелков, и Mk.II, предназначенный для тренировок пилотов, радистов и штурманов, оснащались двумя звездообразными двигателями Ceeetah X (Гепард X) фирмы Armstrong Siddeley (Армстронг Сидли) мощностью по 375 л.с. (280 kW) с винтами фиксированного шага. Mk.V, предназначенный для тех же целей, что и Mk.II, имел два звездообразных двигателя Pratt&Whitney R-9750AN6(Пратт - Уитни) мощностью 450 л.с. (336 kW), оснащенных винтами постоянного шага. Oxford Mk.III, построенный в единственном экземпляре, имел два звездообразных двигателя Ceeetah XV (Гепард XV) с винтами Ротол" постоянного шага. Нечетные модификации, включаю ранний Mk.I, оснащались специальными шасси Мак Ларен", основные стойки которого способствовали выдерживанию оптимального угла атаки как при взлете, так и при посадке.
Начало Второй мировой войны вызвало огромный спрос на этот тренировочный самолет не только для использования в RAF, но и в других странах. Несколько самолетов попало в ВВС Свободной Франции, а некоторые использовались частями ВВС США, как возврат ленд-лиза. Кроме их применения в тренировочных целях, некоторое колличество машин использовалось в качестве санитарных, для калибровки радаров и для связи. Много самолетов эксплуатировалось в системе ПВО, взаимодействуя с 285-й, 286-й, 289-й, 290-й, 567-й, 577-й, 598-й, 631-й, 667-й, и 691-й эскадрильями. С июня 1942 года, FAA (Воздушные силы флота) так же имела тренировочный самолет в 758-й эскадрилье слепых полетов - переделанный Oxford.
Спрос на Oxford был больше производственных возможностей компании Airspeed, которая произвела всего только 441 машину на заводе в Портсмуте и 550 на заводе в Кристчерсе. Другими производителями были De Havilland ( Де Хэвилленд) на заводе в Хатфилде (1515), Persival Aircraft (Персиваль Эркрафт) на заводе в Лутоне (1360) и Standart Motors (Стэндерт Моторз) в Ковентри (750), а так же выпускался по лицензии в Канаде Общее колличество выпущенных машин составило более 8,5 тысяч экземпляров. Нежно любимый, прозванный своимим экипажами Ox-box", Oxford был в RAF первым двухмоторным монопланом, перспективным тренировочным самолетом, и к началу войны их уже было в эксплуатации около 400 штук. Компания Airspeed выпустила последний самолет в июле 1945 года, а плоследний Oxford эксплуатировался в 10-й перспективной летной школе RAF до 1954 года.
Технические данные самолета Oxford Mk.V
Тип: двухмоторный двухместный тренировочный многоцелевой моноплан.
Силовая установка: два звездообразных поршневых двигателя Pratt&Witney R-989-AN Yunior мощностью 450 л.с. каждый (336kW).
Летные данные: максимальная скорость 325 км/час на высоте 125 метров над уровнем моря; практический потолок 6400м; дальность полета 1127км.
Вес: пустого 2572кг; максимальный взлетный вес 3629кг.
Размеры: размах крыла 16,26м; длина 10,52м; высота 3,38м; площадь крыла 32,33 квадратных метра.
Вооружение (Oxford Mk.I): один 7,7-мм пулемет в верхней турели
Главная
Чертежи
E@mail
|