1. Последняя легенда Сент-Экзюпери
1. Последняя легенда Сент-Экзюпери  

Имя французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери - одно из самых известных в истории ХХ-го века. Его сказка "Маленький принц" - тоже в ряду самых популярных произведений мировой литературы. Он прожил недолгую, но яркую жизнь, и его внезапное исчезновение на целые десятилетия стало одной из "тайн века":

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в аристократической семье. В 12 лет впервые увидел самолеты на аэродроме возле Леона. Юному Антуану невероятно повезло - он упросил пилота (а это был знаменитый Жюль Ведрин) взять его с собой в полет. Наверное, он был первым ребенком, которому посчастливилось подняться в воздух на самой заре воздухоплавания.

Экзюпери испытал такое блаженство, что больше не мыслил себя без неба. В 21 год он стал курсантом военного летного училища, получил диплом пилота, но через год с небольшим попал в аварию и был комиссован из армии по состоянию здоровья. Однако не летать Экзюпери не мог, и в 26 лет он поступил на работу в "Аэропосталь" - службу доставки авиапочты в Касабланку и Дакар. Не прошло и года, как его назначили начальником колониального аэропорта в Кап-Джуби на юге Марокко.

В те времена полные опасности почтовые рейсы через океаны и пустыни были сродни сегодняшним космическим полетам. Служба в "Аэропосталь" вдохновила Экзюпери на написание своих первых романов - "Южный почтовый" и "Ночной полет", которые сделали его знаменитым. Это дало ему возможность побывать в СССР, фашистской Германии и Испании, охваченной гражданской войной, после которой он написал цикл очерков "Испания в огне", "Мадрид" и.т.п.

К началу Второй мировой войны Экзюпери уже пережил множество аварий, которые, естественно, сказались на его здоровье не лучшим образом. К тому же, в свои 39 лет он уже считался безнадежно старым для боевого летчика. Тем не менее, он сумел добиться зачисления во французские ВВС и начал летать в составе разведывательной авиагруппы 2/33, вооруженной самолетами "Блох"-174А3 . Один из рейдов 22 мая 1940 года в район Арраса послужил основой для его повести "Военный летчик". Это полное психологического драматизма повествование - одно из немногих литературных произведений, описывающих "непопулярный" период поражения Франции в 1940 года

14 июня солдаты Вермахта парадным маршем входят в Париж, 17 июня авиагруппа 2/33 перебазируется в Алжир. Война проиграна, и после заключения перемирия 22 июня Сент-Экзюпери демобилизуют, он покидает Францию и уезжает в США.

Он видит, что французские эмигранты, особенно те, что, никогда не сражались, грызутся между собой, желая представлять Францию. Роль же эмиграции, в понимании Сент-Экзюпери, не решать судьбу Франции, а только служить ей. В результате его обвиняют, то в сотрудничестве с марионеточным правительством Виши, то в нежелании примкнуть к "Свободной Франции" де Голля.

Но Сент-Экзюпери не лезет в политические дрязги, он пишет. В 1942 выходит в свет "Военный летчик". Любопытно, что против этой книги выступают как нацисты и марионеточное правительство Виши, так и сторонники де Голля. Причем первые запрещают её за "пропаганду непокорности и сопротивления". Вторые же находят в книге "пораженческие настроения".

За "Военным летчиком" Экзюпери создает своего "Маленького принца". Это была история о мальчике, который живет на астероиде Б-612, влюбляется в прекрасную розу, ссорится с ней и отправляется исследовать жизнь на других планетах. За этой сказкой скрывалась автобиография самого писателя. Роза - это жена Экзюпери - Консуэла, с которой у него были весьма бурные и непростые отношения, а Маленький принц, совершающий межпланетный полет и размышляющий о жизни - это он сам. "Маленький принц" впоследствии был переведен почти на 100 языков и разошелся по всему миру тиражом более 25 млн. экземпляров. Но, Сент-Экзюпери прежде всего летчик, он не может писать не летая. "Конечно, я еще увижу серые облачка разрывов вокруг моего самолета", - пишет он в 1942 года своему другу.

В мае 1943 года "Сент-Экс" приезжает в Алжир. Там он опять оказывается втянутым в борьбу между генералами Жиро и де Голлем за лидерство, причем опять не на стороне де Голля! Сам факт, что в тот момент, когда решалась судьба Франции, кругом плелись интриги, вызывает у Экзюпери возмущение. Однако он, хочет летать и добивается зачисления в свою прежнюю авиагруппу 2/33.

К этому времени авиагруппа 2/33 перешла на сторону союзников и была перевооружена на новейшие высотные самолеты-разведчики F-4 и F-5 "Лайтнинг" - оснащенный фотооборудованием, невооруженный вариант тяжелого истребителя P-38 "Лайтнинг". Первые шесть F-4 были переданы американцами в апреле 1943 года в Марокко. После переучивания на новую технику группа 2/33 была пополнена более совершенными F-5 и стала совершать боевые вылеты под оперативным контролем американцев в составе 3-й группы фоторазведки (Photographic Reconnaissance Group) 12-х ВВС (Twelfth Air Force USAAF) действовавших на Средиземноморском театре военных действий.

Длительные полеты на большой высоте требовали от пилота "Лайтнинга" - разведчика большой физической выносливости. Американским командованием был установлен возрастной ценз для полетов на этом типе самолетов - 35 лет. Экзюпери уже 43 года, он с трудом втискивается в кабину "Лайтнинга", тем не менее, он добивается своего, ему разрешают полеты на разведчиках. 21 июля 1943 года он совершает свой первый вылет с аэродрома Марса в Тунисе на разведку в район Ла-Сьота-Тулон. Но уже после второго вылета 1 августа он совершает посадку "с перелетом", выкатывается за пределы ВПП в виноградник и повреждает самолет. Это дает американскому командованию повод отстранить его от полетов. 12 августа Экзюпери переводят в резерв.

Это решение и в особенности его последствия произвели на Антуана впечатление катастрофы. После многократных попыток добиться изменения распоряжения об отчислении в резерв Сент-Экзюпери уезжает в Алжир.

На все свои просьбы использовать его как летчика "Сент-Экс" получает пренебрежительный отказ. Полковник Шассэн, бывший начальник Экзюпери по Высшей школе аэронавигации, повстречав его в Алжире и желая ему помочь, направляет генералу де Голлю рапорт, где напоминает о блестящих профессиональных качествах, мировой известности "Сент-Экса" и сетует, что опытному летчику не дают проявить эти качества, намеренно оставляют не у дел. На полях рапорта де Голль собственноручно пишет: "И хорошо, что не у дел. Тут его и оставить". Всем ходатаям за Сент-Экзюпери де Голль неизменно отвечает: "Он хорош только для того, чтобы показывать карточные фокусы". "Сент-Экс" и впрямь был на них большим мастером, чем всегда развлекал своих товарищей.

Тем не менее, Шассэну, принявшему командование над 31-й бомбардировочной эскадрой удается добиться назначения весной 1944 года майора де Сент-Экзюпери своим заместителем. Но "Сент-Эксу" не по душе служба на бомбардировщиках, он хочет вернуться в воздушную разведку. Его удается настоять на переводе снова в группу 2/33 и получить, "в порядке исключения", разрешение выполнить 5 боевых вылетов на "Лайтнинге". 16 мая 1944 года Сент-Экзюпери возвращается в строй авиагруппы 2/33, а 14 июня совершает первый после возвращения разведывательный полет над Францией.

Выполнив пять "разрешенных" вылетов "Сент-Экс" настаивает на все новых и новых заданиях. На возражения своих молодых сослуживцев он отвечает: "Для всех вас, одним вылетом больше, одним меньше, не имеет никакого значения. Вы должны понимать, что летать мне осталось совсем недолго, так что для меня каждый вылет очень важен". И тут же Экзюпери в своей обычной, полушутливой манере рассказывал, что гадалка напророчила ему гибель в морских волнах, видимо приняла его за матроса!

Однако его друзья начинают беспокоиться. Как говорил один из них: "лишиться такого человека куда серьезнее, чем лишиться летчика". Они ищут способ как-то отстранить "Сент-Экса" от боевых вылетов. В этом с ними солидарно и американское командование, которое с большим удовольствием избавилось бы от "неудобного" француза.

Общими усилиями благовидный предлог был найден. Майора Сент-Экзюпери, должны были ознакомить с оперативными документами, в которых раскрывались детали планируемой высадки войск союзников на юге Франции. Тем самым "Сент-Экс" становился секретоносителем, которому в целях сохранения военной тайны категорически запрещалось непосредственное участие в боевых действиях. Разумеется, что о вылетах на разведку в тыл противника не могло быть и речи.


Главная
Следующая
Эти великолепные пилоты на своих летательных аппаратах...
E@mail




Получить WMR-бонус на свой кошелек!
(Введите номер своего r- кошелька)





WMmail.ru - сервис почтовых рассылок
Web-IP.ru - Система Активной Рекламы
миллион без вложений

Мы хотим узнать Ваше мнение. Опросы за деньги....




Hosted by uCoz