2. Последняя легенда Сент-Экзюпери
2. Последняя легенда Сент-Экзюпери  

31 июля 1944 г., аэродром в Поретте (Бастия-Борга) на Корсике. Сент-Экзюпери должен совершить свой девятый боевой вылет (который должен был стать "крайним" в карьере военного летчика). Его задача фотосъемка района Гренобль-Шамбери-Аннеси над Провансом. В 8.30 он принимает у техника самолет-разведчик F-5B "Лайтнинг" с бортовым номером "223" и расписывается в полетном листе. С помощью командира эскадрильи майора Гавуаля, "Сент-Экс" забирается в тесную кабину самолета, запускает двигатели, выруливает на взлетную полосу и в 8.45 поднимает свой "Лайтнинг" в воздух. Какое-то время его машину сопровождает находящаяся неподалеку радиолокационная станция, но перед пересечением французского побережья самолет "Сент-Экса" выходит из зоны её обзора. В расчетное время (около 13.00) он не возвращается, последние надежды на благополучный исход исчезают в 14.30 когда в баках "Лайтнинга" Сент-Экзюпери должно было закончиться горючее. Вечером того же дня в штаб 3-й группы фоторазведки отправляется рапорт, в конце которого сухо отмечено: "пилот не вернулся, считать пропавшим без вести":

По поводу его исчезновения со временем появилось много версий. Фраза: "Сент-Экс не погиб, Сент-Экс не вернулся из полета" - со временем приобрела мистический оттенок. "Не вернулся" давало надежду на чудо, как будто через много лет над заброшенным полевым аэродромом может появиться и зайти на посадку самолет, взлетевший с него с заправкой горючим на шесть часов полета. Французы, и, в особенности, набожные родственники летчика-писателя, много лет лелеяли священный миф о том, что Сент-Экзюпери исчез, подобно Маленькому принцу, и не переставали повторять слова этого сказочного героя: " Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются".

Впрочем, газеты периодически печатали и другие материалы - рассказы "свидетелей" гибели Экзюпери - то его тело находили крестьяне Черногории, то он, "схваченный после вынужденной посадки хорватскими усташами, стойко переносил нечеловеческие пытки, и, наконец, был расстрелян в горах". Однако наиболее правдоподобной виделась версия, что автор "Маленького принца" был сбит немецким истребителем. К слову, отечественные историки-любители, в меру сил и доступной им информации, внесли свою посильную лепту в развитие этой темы. Гибель Экзюпери "разбиралась" подряд в трех номерах "Справочно-информационного бюллетеня" Бакинского клуба ИТСМ за 1988 год, и в 2 С. Дубровиным был "воссоздан" "послужной список" писателя с момента его прибытия в Тунис и до последнего дня, который выглядел следующим образом.

"В Тунисе Сент -Экзюпери совершил свой первый и единственный полет на Ф-4а 365 (на самом деле 363 - это был Lockheed F-4A-1-LO Lightning 41-2363, серийный номер фирмы - 222-5581 - прим.). В июне 1944 г. группа переместилась на о. Сардиния, на аэродром Алжеро. Оттуда писатель вылетал на разведку 5 раз на Ф-5а (на 4-х разных машинах). В июле авиагруппа 2/33 оперировала уже с корсиканского побережья, аэродром Борго (географически некорректно, правильно Бастия-Борга - прим.). Разведывательные полеты проводились, в основном, над южной и средней Францией, в рамках подготовки десанта союзников на средиземноморском побережье Франции (проведен 15 августа), проходили на высоте 10000 метров и продолжались 3-5 часов. С Борго Сент-Экзюпери взлетел 2 раза. Первый - 18.7.44 г. на самолете Ф-5а 292 (летал на нем и с Сардинии), а в свой последний полет 31 июля - на новой модификации Ф-5б, с серийным номером 42-28223 (в действительности это был Lockheed F-5B-1-LO Lightning, 42-68223 - прим.). В этом полете, пилот фотографировал объекты и германские подразделения в областях Эннеси, Шамби, Гренобль. При возвращении около полудня у побережья (в районе Кастеллано-Сан-Рафаэль) на "лайтнинг" напала пара истребителей "фокке-вульф-190д-9", принадлежащих прибывшей из Германии свежей 4-й эскадрилье подразделения ИГ-3 "Удет" (4./JG3 - прим.) c аэродрома в местечке Оранже, севернее г. Авиньон. С уверенностью можно сказать, что "фоккеры" пилотировали пилоты Хейшель и Хогель. После краткой погони, в которой невооруженный, менее скоростной и маневренный "лайтнинг"-разведчик имел мало шансов уйти, он был подбит и в 12 ч. 05 мин. упал в море недалеко о Агаи (Агэ - прим.) Пилот, вероятно, был убит, т.к. горящий самолет не покинул".



Несмотря на уверенность автора, ни указанный номер "Лайтнинга" Экзюпери, ни фамилия немецкого летчика не соответствовали действительности. Серийный номер USAF 42-28223, на самом деле принадлежал истребителю сопровождения Republic P-47D-26-RA Thunderbolt, который к данной теме не имел никакого отношения. А "подозреваемым" летчиком из 4./JG3 являлся Р. Хайкель.

В книге Владимира Казакова "Вспомни облако" описание гибели Экзюпери было дано еще более подробно: "Немецкий истребитель барражировал на большой высоте и увидел, как из зоны огня береговой артиллерии вырвался самолет "лайтнинг" и пошел над морем, курсом на Корсику. Выйдя в атаку со стороны солнца, фашист расстрелял из пушек практически безоружный разведывательный самолет. С пологого виража проследил, как "лайтнинг" с большим креном упал в воду и моментально затонул. Это произошло в 12 ч. 05 мин., - отметил пунктуальный немец, - по местному времени, в десяти километрах к югу от города Сан-Рафаэль:".

Истоки вышеуказанных описаний уходят в 1972 г., когда издававшийся в ФРГ журнал "Ландзер", опубликовал утверждение о том, что Экзюпери был сбит немецким истребителем. За основу публикации, якобы, были взяты служебный рапорт и письмо к приятелю летчика Р. Хайкеля, датированные 31.07.44 г. Согласно рапорта, в последний день июля 1944 г., Хайкель, в паре с другим летчиком, вылетел на "фокке-вульфе" для патрулирования воздушного пространства между Марселем и Ниццей. В 11.55 они увидели "лайтнинг", который, как писал Хайкель, атаковал их. Немцы открыли ответный огонь. Самолет загорелся и в 12.05, как отмечается в донесении пилота, упал в море в 10 км к югу от Сан-Рафаэля. Этот материал позже был перепечатан французским журналом "Икар". И вскоре нашелся новый "свидетель" - некий Робер Пулле, который, якобы, наблюдал воздушный бой 31 июля 1944 г. Он рассказывал, что тогда ему было 15 лет и он жил с родителями в "южном городе Бриньоле". В тот день он видел, как на "лайтнинг" напали два немецких истребителя. За самолетом, обстрелянным "фокке-вульфами", потянулся белый дым:

И на это "свидетельство" "клюнули" не только отечественные газетчики и историки-любители, но даже сами французы из Ассоциации друзей Сент-Экзюпери! Никто просто не удосужились взглянуть на карту, чтобы удостовериться - не мог Пулле из Бриньоля видеть воздушного боя. Бриньоль расположен в добрых 70 км северо-восточнее района описываемых событий, и в 40 км от ближайшего побережья! Впрочем, на информацию "Икара" вскоре откликнулась газета "Фигаро", в которой выражалось недоумение, почему же "бош" утверждал, что был атакован "лайтнингом"? Можно предположить, что "фокке-вульфы" тоже совершали разведывательный полет и не должны были вступать в воздушный бой, но нарушили приказ. Мол, поэтому Хайкель и заявил, что самолет противника напал на них первым. Но ведь немец сам указывал в рапорте, что вылетал на патрулирование своего района. А патрулирование и разведывательный полет - это, практически, противоположные задачи: Генеральный секретарь Ассоциации друзей Сент-Экзюпери, бывший военный летчик Жан Израэль высказывался в том же духе: ":у нас существовали сомнения в отношении того, насколько достоверны изложены в рапорте факты. Фашист утверждал, что "лайтнинг" атаковал (его) "фокке-вульф", но на самолете Сент-Экзюпери не было никакого оружия (его сняли для облегчения самолета и увеличения дальности полета). Перепроверить версию Хайкеля невозможно, так как он погиб в августе 1944 г.".

Тем не менее, вызывающий сомнения в своей достоверности рапорт погибшего немецкого летчика и "свидетельские" воспоминания сорокалетней давности от Пулле были признаны окончательным ответом на исчезновение Сент-Экзюпери.

Около полудня 7 сентября 1998 г. на французском траулере "Оризон", который вел промысел в районе между Марселем и островом Риу, занимались сортировкой улова. Одна из рыбин показалась капитану "Оризона" Жану-Клоду Бьянко странной и он велел матросу Х. Бенамору выбросить её за борт. Бенамор начал выпутывать эту рыбу из сети, вытащил, взял в руки вместе с пучком водорослей. Приглядевшись он сказал капитану: "Подождите, здесь что-то блестит". Вместе рыбаки начали копаться в водорослях. И выудили оттуда цепочку-браслет. Он был очень грязный, весь в тине, но с одного конца все же продолжал отливать серебром, и сквозь грязь было видно, что на пластинке была гравировка. Заинтригованный капитан тут же взял губку и моющее средство и принялся отмывать браслет. В конце концов, на браслете проступили буквы: "Antoine De Saint Exupery (Consuelo) - c/o REYNAL and HITCHCOCK Inc. - 386 4-th Ave. N.Y. City. - USA" (Консуэло - это жена Сент-Экзюпери, а адрес - это адрес нью-йоркского издателя "Маленького принца").

Капитан Бьянко не поверил глазам - в своих руках он держал ключ к одной из величайших загадок ХХ-го века - исчезновению Антуана де Сент-Экзюпери.

Найденный браслет он повез в Марсель и показал Анри-Жермену Делезу - президенту компании "Комекс", которая специализировалась на промышленных водолазных работах. Перспектива найти самолет автора "Маленького принца" воодушевила Делеза и он на своем поисковом судне "Минибекс", оснащенном самой совершенной аппаратурой, отправился в район недавнего промысла "Оризона". За две недели поисков было исследовано около 100 км2 морского дна, но никаких следов самолета не было обнаружено. Уже было принято решение "возвращаться несолоно хлебавши", когда один из водолазов, Люк Ванрель, вспомнил, что неподалеку от района поисков, возле острова Риу, еще в 1982 году он фотографировал загадочный участок морского дна, который был усеян металлическими обломками. Те фотографии он отправил экспертам - историкам и корабелам, но никто из них не смог ничего идентифицировать. "Минибекс" перешел в район, указанный Ванрелем, и, вскоре, на глубине 70 метров, водолаз обнаружил знакомые обломки. Ванрель сделал новые фотографии, которые на сей раз были отправлены в общество ветеранов ВВС США. Там они были переданы Джеку Кертиссу, в свое время много летавшему на Р-38.

Изучив материалы, Кертисс пришел к выводу, что это - останки самолета, но для однозначной идентификации его типа, присланных снимков недостаточно, необходимы более детальные фото. Он снабдил Ванреля целой кипой технической документации по "Лайтнингам" и планом необходимой съемки. В течение последующих двух лет Ванрель нырял на "свой" участок и фотографировал останки самолета. Работа это была весьма кропотливой и трудоемкой - со временем, придонные подводные течения разметали обломки на участке длиной около километра и шириной до 400 метров. К маю 2000 года накопленный материал позволил сделать однозначный вывод - эти останки на дне принадлежат P-38 модификации G, на базе которой и был создан фоторазведчик F-5B. Во время войны в данном районе было потеряно четыре "Лайтнинга" этого типа, и три из них уже были найдены и опознаны. Значит, четвертый должен быть самолетом Экзюпери. Эту гипотезу можно было подтвердить, подняв обломки на поверхность, чтобы обследовать их на предмет обнаружения серийных номеров.

Но, по законодательству Франции, сбитый самолет относился к воинским захоронениям, поэтому считался неприкосновенным. Ванрель заявил о своей находке в отдел подводной археологии Министерства культуры Франции. Получение разрешения на официальную идентификацию дополнительно осложнилось тем, что этому мероприятию активно воспротивились родственники Сент-Экзюпери - они совсем не жаждали развенчания легенды, популярной уже несколько десятилетий. Разрешение было получено только через три года! Для проведения экспертизы пригласили Филиппа Кастеллано - президента клуба, занимавшегося поиском и опознанием останков самолетов времен Второй мировой войны. Искушенный историк и опытный водолаз, Кастеллано точно знал, что надо искать. Согласно американским правилам, при передаче ВВС, все самолеты получали серийные номера, т.н. "номера бюро аэронавтики" - BuNo. Они выделялись в очередном финансовом году на каждую заказываемую партию машин. Под BuNo 42-68223, означавшим, что это 68 223-й самолет, изготовленный в США с начала 1942 финансового года, "Лайтнинг" Экзюпери и проходил во всех официальных документах. Этот номер обычно наносился на фюзеляж краской, и, за столько лет пребывания в морской воде вряд ли мог уцелеть. Однако, фирма "Локхид", кроме прочих обозначений, отмечала каждый свой самолет индивидуальным семизначным номером, который наносился на определенных агрегатах чеканкой. "Лайтнинг", на котором Экзюпери ушел в свой последний полет, должен был иметь цифры 2734 - это был сокращенный вариант "фирменного" номера 422-2734. Все поднятые обломки были тщательно изучены, и на корпусе нагнетателя двигателя был обнаружен вручную выбитый номер - 2734-L!


Главная
Следующая
Предыдущая
Эти великолепные пилоты на своих летательных аппаратах...
E@mail




Получить WMR-бонус на свой кошелек!
(Введите номер своего r- кошелька)





WMmail.ru - сервис почтовых рассылок
Web-IP.ru - Система Активной Рекламы
миллион без вложений

Мы хотим узнать Ваше мнение. Опросы за деньги....




Hosted by uCoz