18. Окраска и обозначение.
Первые "Гладиаторы", выпускавшиеся заводом в Брокворте, целиком выкрашивались серебристой (алюминиевой) краской. Краску наносили на полотняное покрытие, дюралевые листы оставляли как есть.
Опознавательные знаки (кокарды) наносили в шести позициях. На фюзеляже изображали кокарду "А" диаметром 25 дюймов, каждая концентрическая окружность имела ширину 5 дюймов. На верхней стороне крыльев также наносили кокарду "А", но диаметром 40 дюймов (толщина колец 8 дюймов). На нижней стороне крыла кокарда имела в диаметре 30 дюймов (толщина колец 6 дюймов). Серийный номер на нижней стороне крыльев наносился черной краской, литеры имели в высоту 20 дюймов (стандартная высота 30 дюймов, но на нижнем крыле не было места для больших букв). Черными 8-дюймовыми литерами серийный номер дублировался на фюзеляже.
Отдельные английские эскадрильи в качестве своих эмблем в описываемый период использовали геометрические фигуры.
72-я эскадрилья на бортах фюзеляжа несла три горизонтальные полосы: красные крайние, синяя внутренняя. Полосы образовывали прямоугольник, расположенный перед кокардой на фюзеляже, а за кокардой сходились в треугольник, направленный острым концом на серийный номер. На верхнем крыле проводились две параллельные красные полосы, соединенные на концах красными прямоугольниками. Между ними проходила синяя полоса, достигавшая кокард. Цветные метки звеньев имелись на колесных дисках, а также на килях машин командиров звеньев.
3-я эскадрилья в течение долгого времени использовала зеленую полосу, но с появлением "Гладиаторов" в 1937 году обозначение сменили на зеленый "вымпел" с закругленной передней частью. В центре "вымпела" находилась фюзеляжная кокарда. На верхнем крыле наносили зеленый широкий ромб между кокардами. Цветные метки звеньев наносились по той же схеме, что и в 72-й эскадрилье.
54-я эскадрилья использовала свой герб, нанесенный на поле цвета звена.
80-я эскадрилья имела только свою эмблему.
65-я эскадрилья использовала красный шеврон, наносившийся по обоим бортам фюзеляжа и на верхнем крыле.
73-я эскадрилья использовала довольно сложную цветовую схему. На фюзеляже изображался "меч" сине-желтого цвета, частично заслоненный кокардой. На верхней стороне верхнего крыла похожий мотив изображался внутри от кокард.
87-я эскадрилья - на фюзеляже черный прямоугольник с зелеными змеями.
56-я эскадрилья - на фюзеляже и верхнем крыле прямоугольники с красно-белой клеткой.
В 25-й и 85-й эскадрильях цветные обозначения на "Гладиаторах" не встречались.
В период Мюнхенского кризиса истребители перекрасили. Самолеты получили камуфляж Dark Green/Dark Earth. Утвердили два типа камуфляжа: "А" и его инверсный вариант "В". В целом камуфляж "Гладиатора" был обычным для английских одномоторных истребителей-бипланов. От использования цветных обозначений отказались. Кокарды заменили на так называемые национальные опознавательные знаки военного времени тип "В" (сине-красные). На "Гладиаторах" новые эмблемы наносились так. Ширина красного кольца доводилась до 2/5 диаметра кокарды, а внутреннюю часть кокарды закрашивали синей краской. Таким образом, синий круг имел диаметр 25 дюймов, а красное кольцо было шириной 10 дюймов. На верхней стороне крыла эмблема была диаметром 40 дюймов в 16-дюймовым красным кольцом. На нижней стороне диаметр эмблемы 30 дюймов, ширина кольца 12 дюймов.
Изменилась и окраска нижней части самолета. Ввели так называемую схему "день-ночь" - одно крыло белое, другое черное (в оригинале Night-White). Существовало несколько вариантов этой схемы, которые заключались в том, что крылья действительно красили в черный и белый цвет, а вот фюзеляж между ними закрашивался по-разному. Чаще всего днище фюзеляжа и нижнюю поверхность гори зонтальных стабилизаторов оставляли алюминиевого цвета. У некоторых машин серебристыми оставляли элероны и закрылки, или их красили в контрастный цвет относительно цвета крыла.
Одновременно для обозначения эскадрилий ввели двухбуквенный код, заменивший разного рода цветные импровизации. Каждый самолет эскадрильи теперь имел трехбуквенный бортовой код. Две первые буквы слева от кокарды обозначали эскадрилью, а третья буква справа от кокарды указывала на самолет в составе эскадрильи. Буквы наносились специально утвержденной для этих целей краской, известной под названием Sea Grey Medium (DTD 33B/157).
В процессе камуфляжа самолетов оказались закрашенными оригинальные серийные номера на крыле и бортах фюзеляжа. Эти номера снова нанесли черными 8-дюймовыми литерами на бортах фюзеляжа.
До начала войны на самолетах изобра жались и официальные эмблемы эскадрилий. В период Мюнхенского кризиса эскадрильи имели следующие буквенные обозначения: 3-я эскадрилья - ОР, 25-я эскадрилья - RX, 54-я эскадрилья - DL, 65-я эскадрилья - FZ, 72-я эскадрилья -SD, 85-я эскадрилья - NO, 607-я эскадрилья - LW.
С октября 1938 по май 1939 года были сформированы еще три эскадрильи: 603-я эскадрилья - RL, 605-я эскадрилья - НЕ, 615-я эскадрилья - RR.
К началу войны на "Гладиаторах" летали четыре эскадрильи. Две из них, отправленные во Францию, получили новые коды: 607-я эскадрилья - AF, 615-я эскадрилья - KW.
В 1939 году камуфляж бипланов из менился. В Королевском авиационном центре в Фарнборо разработали специальный камуфляж. Принцип окраски заключался в том, что затененные поверхности самолета окрашивались в более светлый цвет. Такая схема получила на звание "Shadow Shading". Как обычно, имелись два инверсных варианта камуфляжа: "А" и "В". Верхняя сторона верхнего крыла и верхняя часть фюзеляж (примерно до середины борта), а также верхняя сторона горизонтальных стабилизаторов окрашивались в цвет Dark Green и Dark Earth. Затененные поверхности (верхняя сторона нижних крыльев, нижняя сторона фюзеляжа, киль и руль направления) окрашивались в цвета Light Green и Light Earth.
Аналогичный камуфляж был предложен и для палубных самолетов. Освещенные поверхности камуфлировались цветами Extra Dark Sea Grey и Dark Slate Grey, а затененные поверхности - Dark Sea Grey и Light Slate Grey. Расположение пятен на самолетах разных типов зависело от расположения на них теней.
Позже светлыми красками покрывали только верхнюю сторону нижних крыльев. "Гладиаторы" получали новыйка муфляж или в боевых частях или на складах. Такой камуфляж имели большинство "Гладиаторов", участвовавших в боях во Франции. Нижние поверхности окрашивали блестящей краской или красили по схеме "день-ночь".
Осенью 1939 года в очередной раз изменились опознавательные знаки. Телеграммой А. 949/32, отправленной во все части 30 октября, предписывалось в период с 5 по 10 ноября на все самолеты нанести кокарды типа "А" на верхние и нижние стороны крыльев. Исключение составили только ночные истребители и бомбардировщики, у которых нижняя сторона крыльев целиком заливалась черным цветом. У "Гладиаторов" на нижних крыльях кокарды "А" наносились на белый круг диаметром 15 дюймов. Диаметр красного центра уменьшили до 5 дюймов.
"Гладиаторы", отправленные в Норвегию (263-я эскадрилья), несли четырех цветный камуфляж. На верхнем крыле имелись кокарды тип "В" диаметром 40 дюймов, на нижних крыльях - кокарды тип "А" диаметром 30 дюймов, а на фюзеляже - кокарды тип "А" диаметром 25 дюймов. Кодовые литеры (НВ) наносились краской Medium Sea Grey. Здесь следует упомянуть о донесении командира эскадрильи У. Стрейта, который утверждал, что "Гладиаторы" 263-й эскадрильи в ходе боевых действий были перекрашены перед отправкой в Норвегию. Низ и борта фюзеляжа, а также киль и нижняя сторона горизонтальных стабилизаторов были выкрашены в цвет Sky Grey. Пятна цвета Light Earth на нижних крыльях закрасили краской Sky Grey. На остальной части фюзеляжа и верхнем крыле пятна Dark Earth закрасили краской Medium Sea Grey. Таким образом, самолеты несли необычный камуфляж Light Green/Sky Grey на нижнем крыле, Dark Green/Medium Sea Grey на верхнем крыле и Sky Grey на нижней стороне фюзеляжа. Нижнюю сторону нижнего крыла оставили черно-белой. Поскольку нет ни каких фотоснимков, подтверждающих использование подобной схемы, то к ней можно относиться с осторожностью.
1 мая 1940 года опознавательные знаки снова изменили. Приказом Х.485, разосланным во все части, предписывалось увеличить контрастность кокард типа "А", добавив к ним желтую кайму. Новые кокарды стали называться тип "АЛ".
В это же время были введены вертикальные цветные полосы на руле направления: красная, белая и синяя. Официально, ширина полос на руле направления должна была равняться ширине концентрических колец кокарды на фюзеляже.
Добавление желтого канта увеличило диаметр кокарды до 35 дюймов. Ширина полос на руле направления в действительности составляла одну треть от ширины руля. Однако ни одного фотоснимка "Гладиатора" с вертикальными полосами на руле направления не сохранилось.
15 мая 1940 года телеграммой X 479 4/ 6 предписывалось на нижнюю сторону крыльев всех самолетов нанести кокарды, чтобы облегчить идентификацию самолетов с земли. Однако "Гладиаторы", сражавшиеся во Франции, такие кокарды уже имели.
6 июня 1940 года ввели новую схему окраски нижних поверхностей самолета. Вместо черно-белой схемы, нижнюю сторону фюзеляжа и крыльев стали целиком заливать краской Sky.
"Гладиаторы", остававшиеся в Англии до конца 1940 года, получили двухцветный камуфляж Dark Green/Dark Earth, нижние поверхности окрашива лись краской Sky.
Первые "Гладиаторы", которые прибыли в Африку и на Ближний Восток, были серебристого цвета. Позднее самолеты получили двухцветный камуфляж Dark Green/Dark Earth + Night/White. В конце 1940 года появился пустынный камуфляж. Чистый Dark Earth заменили краской, составленной из пигмента Ident. Yellow с добавлением Dark Earth, что давало песочный цвет. Нижние поверхности машины окрашивали смесью красок Bright Ident. Blue и Ident. White, что давало цвет, похожий на светлый ультрамарин. Очень быстро песочную смешанную краску заменили готовой краской Light Earth. Этот тип камуфляжа использовался в тех районах, где было не так много песка, как в пустыне. Со временем, части передислоцировались в другие районы Северной Африки, где возникла необходимость в более коричневом камуфляже. Новый камуфляж состоял из пятен Dark Earth и Light Earth, вскоре Light Earth заменили на более подходящий по оттенку Middle Stone. Нижние поверхности самолета закрашивали краской Azure Blue.
3-я австралийская эскадрилья летала на "Гладиаторах" в пустынном камуфляже. Эскадрилья имела кодовое обозначе ние CV, но на машинах оставались старые коды, сохранившиеся со времен эксплуатации истребителей в эскадрильях Королевских ВВС.
"Гладиаторы", переведенные на вспомогательную службу, сохраняли старый камуфляж. Машины, использовавшиеся для разведки, вскоре перекрасили. Линию разделения верхнего и нижнего камуфляжа подняли до середины борта. Высокая граница между нижним и верх ним камуфляжем была характерна и для самолетов морской авиации.
"Гладиаторы", остававшиеся в частях Королевских ВВС после 1940 года, несли стандартный по тому времени камуфляж для истребителя и разведчика.
Первые "Си Гладиаторы" были серебристого цвета. Кокарды тип "А", кроме того, на фюзеляже имелись цветные полосы, обозначавшие принадлежность к той или иной части. Кодовые обозначения белые, а серийные номера черные. Изменения в окраске и опознавательных знаках проходили на флоте параллельно с Королевскими ВВС. В августе 1939 года Адмиралтейство ввело для морской авиации камуфляж Dark Sea Grey/Battleship Grey. Позднее появилась деконтрастирующая окраска "Shadow Shading": Extra Dark Sea Grey/Dark Sea Grey + Dark Sea Grey/Light Slate Grey, низ Sky Grey. Линия раздела между верхним и нижним камуфляжем проходила выше, чем на самолетах Королевских ВВС - примерно на середине высоты борта. На камуфляже кодовые обозначения наносились черной краской. Так выглядели "Си Гладиаторы", базировавшиеся на Мальте. Позднее у мальтийских машин изменили расположение пятен, а днище перекрасили другим оттенком краски Sky.
19. Окраска и обозначение "Гладиаторов" находящихся на вооружении других стран.
а) Бельгия.
Бельгийские "Гладиаторы" прибыли в страну в двухцветном камуфляже: верхний Khaki (FS 595а 20040, эта краска быстро выцветала) и нижний Silver (FS 595а 37178). Самолеты получили специальные обозначения для перелета в Бельгию. На месте машины получили новые кодовые обозначения в диапазоне от G-17 до G-38. Кодовые обозначения наносили на нижнюю сторону крыла. Литера G на левом крыле, снаружи от пулемета, цифры на правом крыле, причем цифры от 17 до 31 наносили между фюзеляжем и пулеметом, а от 32 до 38 - десятки и единицы по бокам от кожуха пулемета. Опознавательные знаки (кокарда черно-желто-красная, считая из центра) наносились в шести позициях по английскому образцу. Эмблема эскадрильи - красная комета с белым кантом - изображалась по бортам фюзеляжа над кокардой.
б) Норвегия.
Норвежские "Гладиаторы" были серебристого цвета. Номера наносили по бортам фюзеляжа черной краской. Опознавательные знаки в виде полос (на крыльях шириной 100 см) были следующих цветов: красный (37,5 см), белый (6,25 см), синий (12,5 см), белый (6,25 см), красный (37,5 см). Полосы наносили как на верхнем, так и на нижних крыльях. Такую же цветную полосу наносили на руле направления: (от петлей подвески) красный (22 см), белый (7,5 см), синий (5 см), белый (7,5 см), остальная часть руля красная.
в) Португалия.
Португалия получила "Гладиаторы" в двухцветной окраске: верхняя сторона темно-зеленая; нижняя светло-голубая. Линия раздела проходила очень низко.
Опознавательные знаки: красный крест на фоне белого круга наносился на верхнее и нижние крылья. На киле имелась зелено-красная полоса с эмблемой ВВС Португалии. Индивидуальные но мера самолетов черные на нижних крыльях и белые на фюзеляже.
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (11-14)
НАЗАД (9-1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|