о) Финляндия.
30 ноября 1939 года началась война между Финляндией и Советским Союзом, названная позднее "зимней кампанией".
26-я истребительная эскадрилья (LLv 26 - Lentolaivue) в это время ожидала поступления новых истребителей "Фиат" G.50, закупленные в Италии. Однако Германия, связанная с Советским Союзом Пактом о ненападении, воспротивилась этой сделке и не пропустила транспорт с самолетами через свою территорию. По этому финское правительство обратилось за помощью к Великобритании. Англичане рассмотрели финскую просьбу 5 декабря 1939 года на заседании Военного кабинета. Уже 12 декабря посол Финляндии подписал контракт суммой 173.000 фунтов стерлингов на поставку 20 самолетов Глостер "Гладиатор Mk.II". В дополнение к контракту английское правительство предложило еще 10 "Гладиаторов". Так Финляндия стала обладательницей 30 истребителей этого типа. Самолеты со складов морем доставили в норвежский порт Берген, а затем по железной дороге были перевезены в Мальме в Швеции, где их собрали. В Финляндию прибыли следующие истребители: N5584, N55583, N5685-N5689, N5691, N5692, N5694, N5700, N5704, N5706, N5713, N5715, N5718, N5721, N5722, N5724, N5726 и N579. В планах был заказ на еще 30 истребителей этого типа, однако до заключения его дело не дошло. Финские "Гладиаторы" получили номера в диапазоне от GL-251 до GL-280. Все машины прибыли в период с 18 января по 17 февраля 1940 года. Первыми новые истребители получила 26-я эс кадрилья. 1 февраля LLv 26, возглавляе мая майором И.В.Р. Харн-Янти, располагала уже 11 "Гладиаторами" (4 в 1-м звене и 7 во 2-м). Боевое крещение эскадрилья приняла уже на следующий день. Лейтенант П. Берг заявил победу над истребителем И-153. "Гладиаторы" исполь зовались в LLv 26 до конца февраля 1940 года. С 12 февраля 1940 года часть машин передали в LLv 12 и LLv 14, поскольку LLv 26 все же получила ожидаемые "Фиаты".
Всего финские летчики, летая на "Гладиаторах", заявили 33 победы, потеряв 13 машин (в том числе 11 сбитыми в бою) и шесть пилотов. 12 марта 1940 года после подписания перемирия, уцелевшие "Гладиаторы" собрали в составе LeLv 16. Эта эскадрилья, сформированная в июне 1941 года, состояла из трех звеньев, каждое из которых оснащалось самолетами другого типа. В 2/LeLv 16 капитана Пурсиайнена было 6 "Гладиаторов", в 2/LeLv 16 - самолеты Вестленд "Лисандер", а в 3/LeLv 16 - Фоккеры С.Х. LeLv 16 вела разведку, а также временами совершала бомбардировочные налеты или выступала в роли истребительной эскадрильи. 17 июля 1941 года эскадрилья потеряла "Гладиатор", сбитого огнем зенитной артиллерии. 17 сентября 1941 года в результате налета трех И-16 на аэродром Уомаа финны потеряли другой самолет. Третий "Гладиатор" 18 сентября 1941 года не вернулся на базу из одиночного разведывательного вылета в район Саамаярви. 19 января 1942 года из-за плохой погоды разбился четвертый истребитель. С мая 1942 года звено выполняло разведывательные полеты в район Онежского озера. Оперативно эскадрилья подчиня ласькомандованию 2-го авиаполка (Lentorykmentti 2). 9 июля 1942 года "Гладиатор" из 2/LeLv 16 был сбит в районе Саркиярви. 2 сентября 1942 года в катастрофе финны потеряли следующий "Гладиатор". По состоянию на 9 декабря 1942 года 1/LeLv 16, дислоцированная в Хирвасе, располагала четырьмя "Гладиаторами". 15 февраля 19443 года "Гладиатор", пилотированный Л.Э. Стрёмбергом, сбил разведывательный Р-5 в районе Мааселькяйского перешейка. К зиме 1943/44 г.г. в звене оставалось только три "Гладиатора".
Последний боевой вылет финского "Гладиатора" имел место 31 июля 1944 года. Официально "Гладиаторы" оставались на вооружении LeLv 16 до 16 августа 1944 года, когда их заменили истребителями финского производства "Мирски". Всего за годы войны эскадрилья одержала единственную победу, потеряв 10 машин (4 в бою, 2 в авариях, 4 списаны как неподлежащие ремонту). Погибло трое пилотов.
Самолеты Глостер "Гладиатор" доставляли пилотам и механикам массу проблем. Причиной был климат Финляндии. Часто из строя выходила пневматическая система, отказывал механизм перезарядки пулеметов. Радиаторы пришлось оснастить новым воздушным фильтром. На Государственном авиазаводе по лицензии выпускались запасные части к "Гладиаторам". Для капитального ремонта использовали части, снятые с захваченных в Польше двигателей "Меркурий". Эти же моторы ставили на английские "Бленхеймы". Зимой вместо колес самолеты оснащали лыжным шасси.
п) Швеция.
В 1937 году шведское правительство утвердило семилетний план реорганизации Королевских шведских ВВС (Flygvapnet). В соответствии с планом 1 июля 1938 года сформировали 8-й авиа полк (Flygflottilj 8), который возглавил подполковник Э.Б. Гердин. Для полка требовалось 45 машин первой линии и 10 для резерва. Швеция получила 37 "Гладиаторов Mk.I" (двигатель Нохаб-Бристоль "Меркурий VI S2") и 18 Mk.II (двигатель Нохаб-Бристоль "Меркурий VII S3"). Самолеты Mk.I в Швеции получили обозначение J-8, a Mk.II - J-8A.
"Гладиаторам" присвоили регистрационные номера в диапазоне от 231 до 285. Первый самолет прибыл в Швецию 15 апреля 1937 года, последний - 16 июня 1939 года.
"Гладиаторы" оставались на вооружении до 17 марта 1947 года, хотя летать на них прекратили еще в 1946 году. За годы эксплуатации было потеряно 23 машины. Больше всего налетал самолет F8-1 (231) - 983 ч, еще три других самолета налетали более 900 ч. Всего шведские "Гладиаторы" налетали 23.959 часов 25 минут. "Гладиаторы" находились на вооружении следующих частей:
F-1 в Вастерас - 3 штуки (1937)
F-8 в Бакарбю - 51 шт (1938), 49 (1939), 3 (1940), 11 (1942/43), 7 (1944), 3 (1945)
F-9 в Фарёзунд/Севе - 30 шт. (1940), 2 (1944), 1 (1945)
F-10 в Буллтофта/Баркакра - 32 (1941), 15(1942), 14(1943)
F-13 в Бравалла- 1 (1946)
F-16 в Уппсала - 15 (1944), 9 (1945).
Несмотря на официальный нейтралитет Швеции, шведские пилоты участвовали в зимней кампании. 30 ноября 1939 года Швеция предложила Финляндии военную помощь. Был сформирован добровольческий корпус (Svenska Frivilligkaren) в составе которого имелась 101-я эскадрилья, развернутая позже в 5-й авиаполк, а 9 января 1940 года сведенная в 19-ю эскадрилью. Командиром эскадрильи, состоявшей из истребительного звена (12 "Гладиаторов") и бомбардировочного звена (пять "Хартов") был майор Гуго Беккхаммар. 10 января 1940 года эскадрилья прибыла в Финляндию. Самолеты получили финские опознавательные знаки. "Гладиаторам" на руле направления нанесли большие желтые литеры от А до L. F-19 летала на самолетах со следующими номерами: 268, 271, 274, 275, 276, 278, 279, 281, 282, 283, 284, 285. Всего эскадрилья насчитывала 25 пилотов и 230 солдат наземного персонала. Командовал ею капитан Аке Содерберг. Среди пилотов были Ян Якоби,, Пер-Йохан Сальвен, Мартин Веннерстром. Акте Неттельбладт-Холлстейн, Арне Фрюкхольм, Джон Сьёквист, Гидден Карлссон, Эйнар Телер, Карл-Олаф Стенингер, Роланд Мартин, Ганс Олаф Пальме. F-19 была единственной частью, прикрывавшей северный фланг фронта. Первый боевой вылет эскадрилья совершила 12 января 1940 года. Задание заключалось в разведке районов Кемиярви и Салла. Кроме того, четыре "Харта" в сопровождении четырех "Гладиаторов" нанесли бомбовый удар по аэродрому Маркаярви, уничтожив на земле три И-15бис. Кроме того, Якоби сбил на "Гладиаторе" "F" (284) И-15бис из 145-го ПАП. На обратном пути шведов атаковали советские истребители. Один "Харт" был сбит, а два других из-за замешательства пилотов столкнулись в воздухе.
15 января два "Гладиатора", совершая разведывательный полет, атаковали колонну советских войск, сбросив несколько 12-кг бомб. Пулеметы у истребителей отказали, поэтому атака прошла с минимальным результатом.
Унтер-офицер П.И. Сальвен на "Гладиаторе" "F" и унтер-офицер Р. Мартин ("С", 275) 17 января заявили по одному И-15бис. 23 января советская зенитная артиллерия не дала уйти "Гладиатору" "В", пилотированному унтер-офицером Дж. Сьёквистом. Шведский самолет упал в районе аэродрома Каирала.
1 февраля унтер-офицер Сальвен заявил свою вторую победу, доложив о сбитом в районе Рованиеми бомбардиро щике СБ. 21 февраля 1940 года там же унтер-офицер Стейнингер заявил победу над ДБ-3.
18-20 февраля "Гладиаторы" прикрывали эшелоны, доставлявшие шведские сухопутные части на фронт. Несколько раз шведы безуспешно пытались перехватить группы советских бомбардировщиков.
24 февраля двенадцать "Гладиаторов" получили задание перехватывать советские бомбардировщики. Машины расположили на шести базах, так, что на некоторых из них находилось по одному самолету. Это решение было принято на основании рапорта пилота, заявившего, что он в одиночку заставил повернуть назад девять ДБ-3 или СБ-2.
7 марта две победы над СБ-2 заявил унтер-офицер Э. Телер. В районе Ваалы, восточнее Оулу, он перехватил тройку советских бомбардировщиков. Самолет Телера также был подбит, пилоту пришлось совершить вынужденную посадку.
10 марта унтер-офицер Карлссон за явил, что сбил в районе Кемиярви ТБ-3. По рассказу пилота, он один за другим вывел из строя двигатели бомбардировщика, после чего советский экипаж аварийно сбросил бомбы и совершил вынужденную посадку. Финны попытались взять летчиков в плен, но они приняли бой, сражались до последнего патрона. В плен попал только бортстрелок, остальные погибли. На допросе бортстрелок не подтвердил рапорт шведа, утверждая, что его самолет был сбит огнем зенитной артиллерии. Эскадрилья ТБ-3 прибыла в район боев 2-4 марта из-под Ростова. Это был первый боевой вылет экипажей. Один из советских летчиков, участвовавших в этом бою, в своих мемуарах, изданных в 1982 году, рассказал, что эскадрилья, несмотря на потерю одного ТБ-3, нанесла удар по железнодорожному узлу и в бою сбила несколько бипланов противника.
Эта спорная победа стала последней шведской победой в зимней кампании 1940 года. 13 марта 1940 года было подписано перемирие. На фронте бои продолжались до вечера 13 и даже до утра 14 марта. Шведы в это время несколько раз вылетали на перехват советских самолетов, но всякий раз безрезультатно.
29 марта семь "Гладиаторов" перелетели в Баркабю в Швецию, а два других отправились на родину по железной до роге. Самолеты передали в только что сформированную в Гётеборге 9-ю эскадрилью.
Таким образом, в ходе зимней кампании шведы заявили 8 побед в воздухе и 3 уничтоженных на земле самолета, потеряв три истребителя.
р) Дания.
Дания не имела своих "Гладиаторов", тем не менее датские пилоты участвовали в зимней кампании на самолетах Глостер "Гонтлет", а затем вошли в состав LLv 26 и летали на "Гладиаторах". Имена датских пилотов: лейтенант Йорн Ульрих (3 победы), лейтенант Кнут Кальмберг (1 победа) и лейтенант П. Христенсен (1 совместная победа). Датчане летали на машинах GL-257, GL-259, GL-260, GL-261.
с) Польша.
В польских эскадрильях Королевских ВВС "Гладиаторы" использовались только на вспомогательных ролях. Например, офицер связи 25-й авиагруппы подпол овник Ян Бялый использовал курьерские "Гладиаторы" К7927, К8049 и К8046. На "Гладиаторе Mk.I" K7927 (прежде служившем в 603-й эскадрильи) летал на разведку капитан Кароль Пняк, служивший в экспериментальном авиаотряде в Даксфорде. "Гладиаторы" также использовались польскими летчиками, занимавшимися перегоном самолетов.
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (10-14)
НАЗАД (8-1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|