Бельгия
19 июня 1937 года Бельгия заказала 22 "Гладиатора Mk I". Поставка самоле тов началась 12 сентября, а закончилась в мае 1938 года. Самолетам присвоили номера от G-17 до G-38. Самолеты посту пили в 1/1/2 Ае (le Escadrille du ler Grouppe du 2e Regiment Aeronatique), дислоцированной на аэродроме Шаф фен-Дист в районе Левена. Как утверж дает анекдот, часть , куда направили "Гладиаторы", была разыграна в кости между командирами 1-й и 2-й эскадрилий 1-ой группы. В июле 1938 года на аэро дроме Брюссель-Эвер состоялся парад по случаю 25-летия Авиационного товари щества. Групповую воздушную акроба тику продемонстрировала пятерка "Гла диаторов", ведомая капитаном Арендом. Другими машинами группы управляли адъютант Вергия, сержант Делорм, сер жант Ролен и 1-й сержант Янссенс.
Перед войной рассматривалась воз можность наладить серийный выпуск "Гладиаторов" в Бельгии. Выбор пал на завод "Авьон-Фейри", однако план так и остался на бумаге. Утром 10 мая 1940 года Бельгия располагала только 14 бо еспособными "Гладиаторами", еще две машины находились в ремонте в мастер ских аэродрома Брюссель-Эвер. Всю вес ну бельгийские пилоты находились в со стоянии повышенной боевой готовности. В последний раз тревогу объявили 7 мая 1940 года и по злой иронии судьбы 9 мая в 19:00 был дан отбой. Но уже в 2:00 сно ва была объявлена тревога одновремен но с приказом перебазироваться на запас ной аэродром Бовешем. Переброска уже заканчивалась, когда аэродром Шаффен подвергся налету немецкой авиации.
Последние "Гладиаторы" взлетали уже под взрывы немецких бомб. Последними машинами, покинувшими аэродром, был "Гладиатор" Янссена и "Харрикейн" Якобса. На следующий день, т.е. 11 мая, в 4:00 командир 1/1/2 капитан Макс Гисган получил приказ сопровождать бель гийские бомбардировщики Фейри "Баттл". Две тройки "Гладиаторов" вы летели на задание, целью которого было уничтожить мосты через канал Альбер та в районе Бригдена, Фельдвецельта и Фрёнхофена. Налет закончился для бель гийцев плачевно. В бою с 12 Bf 109 уце лели только четыре "Гладиатора". Ко мандир 1-й эскадрильи капитан Макс Гисган был сбит в ходе семиминутного боя и получил рану в лицо. 1-й сержант Анри Клингар погиб под обломками сво его "Гладиатора" в окрестностях Флекс-ле-Слен. 1 -и сержант Дени Ролен выпрыг нул с парашютом и приземлился в 2 км к югу от шоссе Тангр-Маастрихт и попал в плен. Прыгать с парашютом пришлось и сержанту Андрэ Пирло. Вот короткое донесение Макса Гисгана: "...немцы ле тят строем над каналом Альберта. Моя машина находится на линии их полета. До той поры мне даже в голову не при ходило, что я могу быть сбит... Я атако ван, но с удивлением вижу, что против ник не открывает огонь. Вероятно, рядом с ним идет второй, которого я не вижу. Наверняка это ветераны польской кам пании. Немец атакует с дистанции 700 м. Слышу свист пуль и взрывы. Ничего не вижу - кровь заливает лицо. Протираю глаза рукой. Из разбитых маслопроводов льется масло. Краем глаза замечаю пла мя. Это немец? Нет, это "Гладиатор" стремительно идет вниз.
Не вижу ни одного парашюта (под битой машиной был "Гладиатор" сер жанта Клингара). Мой двигатель теряет обороты, у меня осталось мало времени. Что угодно заплачу, лишь бы не попасть в руки немцев..." Остальные "Гладиато ры" были потеряны еще до конца 11 мая. Все они сгорели на земле во время нале та противника. .Так, едва начавшись, за кончилась боевая история бельгийских "Гладиаторов".
Ирландия
Глостер "Гладиатор" стал первым са молетом, заказанным правительством Ир ландии для Авиационного корпуса страны. Заказ был сделан в 1937 году и касался 4 машин. Их по воздуху перегнали с базы в Хакклкоуте в Болдонелл в 1938 году. Са молетам присвоили номера от 23 до 26. На службе они оставались до 1941 года.
Китай
В ноябре 1937 года китайское прави тельство заказало партию из 36 "Глади аторов Mk I". Морем самолеты достави ли в Гонконг, где бригада фирмы "Глостер" должна была их собрать на аэродро ме Кай-Та. Однако из-за дипломатичес ких осложнений самолеты на джонках перевезли в Кантон на аэродром Тьен-Хо. В начале 1938 года почти под откры тым небом собрали первые 20 машин. Их сборка проводилась под непрерывной угрозой японского налета, поэтому само леты по мере сборки тут же отправлялись в безопасное место.
С марта по май "Гладиаторы" уча ствовали в боях на юге Китая, действуя совместно с истребителями И-152 совет ского производства. 13 апреля 1938 года китайские "Гладиаторы" перехватили 18 японских бомбардировщиков, шедших в сопровождении семи истребителей (четы ре А5М и три A4N1) с авианосца "Kara". Японцы признали потерю двух A4N1 и одного А5М, тогда как китайцы заявили шесть побед.
Несколько "Гладиаторов" находи лось в составе 28-й эскадрильи, возглав ляемой американцем майором Артом Чином. "Гладиаторы" этой эскадрильи перехватили шесть бомбардировщиков G3M2, действовавших с базы на Тайва не. Китайцам удалось сбить четыре япон ских бомбардировщика ценой одного своего истребителя.
3 августа 1938 года "Гладиаторы" и И-152 прикрывали Ханькоу от 47 японс ких самолетов. Это были бомбардиров щики G3M2 в сопровождении истреби телей А5М. В ходе боя майор Арт Чин таранил А5М, после чего выпрыгнул с парашютом. Другой бой с участием ки тайских "Гладиаторов" имел место 30 августа в районе Насьёнга.
Можно предположить, что к началу 1939 года в Китае осталось всего несколь ко боеспособных "Гладиаторов". После днее упоминание об этом типе самолетов касается трех сбитых истребителей, кото рые сопровождали тройку бомбардиров щиков СБ. Одним из сбитых 27 декабря 1939 года пилотов оказался Арт Чин, ко торый снова выпрыгнул с парашютом, но до этого получил тяжелые раны.
Китайские "Гладиаторы" были воо ружены пулеметами "Виккерс Mk V".
Германия
Люфтваффе редко использовало тро фейные машины, особенно в том случае, если они не имели серьезной боевой цен ности. Первые "Гладиаторы" попали в руки немцам в 1940 году, когда самолет уже полностью устарел. Однако почти нет подтвержденной информации о том, какие машины достались Германии. Са молеты, захваченные в Норвегии, годи лись только в металлолом. Несколько машин удалось захватить в 1941 году в Прибалтике. Хотя большинство машин, стоявших в ангарах Крустпилса, сгорели, 13 бывших литовских и латвийских "Гла диаторов" в исправном виде перешли новым владельцам. Немцы применяли трехступенчатую систему оценки пригод ности самолетов. По этой шкале 11 "Гла диаторов" относились к I и II степени готовности (в удовлетворительном состо янии, нуждаются в ремонте). Два само лета получили III степень (серьезные по вреждения). По свидетельству немецких пилотов, у прибалтийских "Гладиато ров" звезды были нанесены прямо поверх свастик. Вероятно, это были машины, захваченные в Финляндии, или латвийс кие машины. Этот факт подтверждается рапортом от 1 сентября 1941 года, содер жащем перечень трофейных самолетов. В списке присутствуют 13 "Гладиаторов", находящихся в разной степени боеготов ности. Самолеты железной дорогой от правили в Рейх. На месте самолеты пере красили в серый цвет (Grau RAL 02), с них сняли пулеметы и установили креп ления для буксирного троса. Затем их передали в учебную часть Ergaenzungsgruppe (S) 1 в Лангендибахе, район Ханау. Там "Гладиаторы" исполь зовались в 1942/43 г.г. вместе с машина ми таких типов, как "Арадо 65", "Хейнкель Не 46", "Авиа В-534", "Летов S-328" и др. Командовал частью капитан Хай, бортовой код части "IE". "Гладиаторы" получили немецкие серийные номера и индивидуальные бортовые номера 1Е+РН, 1E+BL, 1E+DK, 1E+SH, 1E+IM. В 1942 году списали два самолета (один разбился 15 апреля 1942 года, другой 13 июня 1942 года). Оба самолета получили 80% повреждения и были списаны. В мар те и апреле 1943 года разбились еще два самолета. Они упали в районе Лангедибаха и Бабенхаузена. Информации о дру гих самолетах нет, вероятно их пример но в это же время списали из-за выработ ки ресурса и невозможности ремонта.
Португалия
31 декабря 1937 года началась реор ганизация португальских ВВС. Было сформировано главное командование ВВС, а также командование ПВО. На базе имевшихся эскадрилий формирова ли авиационные базы. Одновременно шла передислокация некоторых эскадри лий. В Синтре сформировали авиабазу 1 (ВА1). Кроме того, в Синтре действо вала летная школа. В Танкосе сформиро вали 3-ю базу (ВАЗ). В Ота к северу от Лиссабона организовали ВА2. Туда же планировали передислоцировать отдель ную ночную бомбардировочную группу, находившуюся в Альверке. Кроме того, сформировали новую часть, оснащенную "Гладиаторами". Пока база оставалась недостроенной, обе части оставались в Альверке (до 26 мая 1940 года). В частях первой линии находились следующие са молеты: 10 Ju 52/3 mg-3e, 10 Ju 86K-6. 10 "Бреда" Ва-65бис и "Гладиаторы".
Португалия заинтересовалась "Гла диаторами" в 1938 году. В июле того года в Великобританию прибыла военная де легация во главе с подполковником Ансельмо Браамкамп Матос Вилардебо. В составе делегации также находился лей тенант Мануэль Пинто Мачадо де Бар-рос, который был одним из немногих португальских пилотов, прошедших обу чение в Англии. Большинство португаль цев обучалось в Германии.
Уже в сентябре 1938 года новые "Гла диаторы" прибыли на главный склад снабжения OGMA в Альверке. 15 "Гла диаторов Mk II" получили серийные но мера от 450 до 464. В Альверке машины оставались до завершения строительства базы в Ота.
В начале 1939 года Португалия поста вила задачу модернизировать свои ВВС. В тендере участвовали самолеты двух типов: "Мессершмитт" Bf 109E и Супермарин "Спитфайр Mk I". Выбор пал на "Спитфайр", который и заказали в числе 15 экземпляров. Срок поставки опреде лили на начало 1940 года. Однако начав шаяся война спутала все планы. Англий ское правительство аннулировало кон тракт, предложив вместо "Спитфайров" еще одну партию "Гладиаторов". Это были самолеты, предназначавшиеся для Королевских ВВС (N5835-N5849). В Пор тугалии им присвоили номера от 465 до 479. Вторую партию "Гладиаторов" от правили на базу ВАЗ в Танкос, рядом с испанской границей. Вместе с "Гладиа торами" из ВА2 новые самолеты участво вали в авиационном параде, состоявшем ся 14 апреля 1940 года по случаю откры тия базы в Ота. Хотя Португалия сохра няла нейтралитет, на ее территории про исходила борьба интересов воюющих держав. Опасение немецкой агрессии склоняло общественное мнение в пользу союзников. Пользуясь народной поддер жкой, правительство решило милитаризовать Азорские острова. Острова име ли стратегическое положение, и могли бы стать ключевой целью в случае войны в Атлантике. Азорские острова площадью 2317 км2 представляли собой три груп пы островов. Расположенный на юге ок руг Дельгада образовывали острова Сан-Мигель и Санта-Мария. Центральный округ Ангра до Хероисмо состоял из ос тровов Грасиоса,, Сан-Жорже и Тресейра, а северный округ Хорта - из островов Файаль, Корво, Пико и Флорес.
Были сформированы две экспедици онные истребительные эскадрильи, осна щенные "Гладиаторами". На базе ВАЗ в Танкосе сформировали 1-ю экспедицион ную истребительную эскадрилью во гла ве с капитаном Антонио Родригесом. В Ота сформировали 2-ю эскадрилью. 4 июня 1941 года судно "Мирандела" с 30 "Гладиаторами" на борту вышло из Лис сабона. Через несколько дней пароход достиг Понта-Дельгадо на острове Сан-Мигель. Там были выгружены машины 1-й эскадрильи, после чего "Мирандела" снова вышла в море и в ночь на 12 июня 1941 года вошла в порт Анградо-Хероисмо на острове Тресейре. 1-я эскадрилья перелетела на аэродром Рабо-де-Пейксе на острове Сан-Мигель. Базой 2-й эскад рильи стал аэродром Лажес-до-Кальварио на острове Тресейра. Однако из-за слишком короткой ВПП эскадрилье вскоре пришлось перебраться на аэро дром Ачада. 2-я эскадрилья располагала 11 пилотами, 13 механиками, 2 радиоопе раторами, 2 врачами, 1 гражданским ра диотехником и 68 солдатами аэродром ной охраны.
Аэродром в Ачада получил статус 5-й авиабазы. Со временем по номеру базы ста ла называться и эскадрилья. Аэродром в Рабо-де-Пейксе стал 4-й авиабазой.
На базе ВА4 вместе с эскадрильей "Гла диаторов" находилось звено из пяти Ju 52/ 3m во главе с майором Умберто да Крус.
Главной задачей "Гладиаторов" была оборона Азорского архипелага и пере хват немецких самолетов (Fw 200 "Кон дор"). Однако ни одного воздушного боя не произошло. "Гладиаторы" оставались на островах до середины 1946 года, а на вооружении португальских ВВС - до 1952 года. На Азорах из-за аварий португаль цы потеряли два самолета (10 октября 1941 года в Рибейра-Гранде и 17 мая 1943 года в Пико-да-Вара).
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (9-14)
НАЗАД (7-1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|