д) Ирак.
Ирак получил "Гладиаторы Mk.I" (К6140, К6141, К6147). Эти машины погибли во время восстания.
6 декабря 1942 года Ирак получил еще три "Гладиатора Mk.I". Эти машины действовали с баз в Мосуле и Рашиде.
1 марта 1944 года пять "Гладиаторов Mk.II" со склада в Хаббании были переданы Ираку в качестве пополнения. По меньшей мере два из них летали еще в 1949 году, базируясь на аэродроме в Мосуле.
е) Норвегия.
В апреле 1937 года норвежское правительство начало переговоры с "Глостер Эйркрафт" о закупке 12 самолетов типа "Гладиатор". Срок поставки отнесли на конец 1937 года. Реализация первой половины контракта (6 "Гладиаторов Mk.I" с двигателями Бристоль "Меркурий IX") состоялась 15 июля 1938 года, когда норвежские пилоты перегнали из Великобритании в Норвегию заказанные машины. Остальную часть контракта выполнили в 1939 году: По договоренности между норвежским правительством и английским Министерством авиации Норвегия получила шесть "Гладиаторов", прежде предназначавшихся для Королевских ВВС (N5919-N5924). Машины имели моторы Бристоль "Меркурий VIIIA" и тропическое оборудование. Их доставили в Норвегию транспортом в октябре 1939 года. Собрали самолеты на заводе в Кьеллер в декабре 1939 года и в январе 1940 года. Все норвежские "Гладиаторы" получили кодовые номера в серии 400, которая была зарезервирована за истребителями. "Гладиаторы Mk.I" несли номера 413, 415, 417, 419, 421, 423, a Mk.II - 425, 427, 429, 431, 433 и 435. Все двенадцать истребителей вошли в состав истребительного крыла авиадивизиона, дислоцированного на базе Кьеллер к северу от Осло. В сентябре 1939 года имевшиеся в то время шесть "Гладиаторов" перебазировались на гражданский аэродром Форнебю к западу от Осло. Их задачей был перехват иностранных самолетов. Несмотря на неоднократные нарушения государственной границы, перехватить нарушителей ни разу не удалось. В начале 1940 года Норвегия потеряла первого "Гладиатора". 3 января во время пробного полета с лыжным шасси "Гладиатор Mk.II" "431", пилотируемый лейтенантом Одде Бюллем, разбился на аэродроме Кьеллер. Планер самолета получил серьезные повреждения. Для ремонта машину отправили на авиационное предприятие в Кьеллере, но до захвата аэродрома немцами ремонт закончить не удалось. 1 марта повреждения получил "Гладиатор Mk.II" "435". Самолет, пилотированный сержантом Штейном, зацепился за провода ЛЭП и совершил вынужденную посадку в Форнебю. Этот самолет также находился в ремонте на момент высадки немецких войск. О дальнейшей судьбе самолета ничего не известно. Март вообще оказался неудачным месяцем для норвежских "Гладиаторов". 15 числа в районе Форнебю разбился "Гладиатор Mk.I" номер 417, пилотированный лейтенантом Традином. Пилот успел выпрыгнуть с парашютом.
Таким образом, на начало операции "Вассерюбунг-Норд" 9 апреля 1940 года, норвежские ВВС располагали всего 9 боеспособными "Гладиаторами", из которых летали только 7. Ранним утром истребители поднялись по тревоге на перехват бомбардировщиков противника. Норвежские пилоты перехватили не сколько Не.111Н из III./KG 26 в сопровождении 8 Bf.11OC из 1./ZG 76. Атака оказалась для норвежцев самоубийственной. Они потеряли все истребители кроме одного, заявив один сбитый Bf.110C, два Не.111Н и одну вероятную победу над Bf.110С. Судьба отдельных машин складывалась следующим образом.
Mk.I № 413 - в день нападения Германии пилотировался лейтенантом Арвом Браатеном. Совершил вынужденную посадку на озере Богстад к западу от Осло. Машина была захвачена противником.
Mk.I № 415 - 9 апреля самолет находился в пригороде Форнебю, ожидая ремонта. Самолет попал в руки немцев, но вскоре был уничтожен в ходе налета английской авиации на Форнебю 12 апреля 1940 года.
Mk.I № 419 - 9 апреля на самолете вылетел сержант Оскар Альберт Люткен. Самолет был уничтожен на аэродроме Форнебю во время дозаправки топливом.
Mk.I № 421 - самолет находился в ремонте в Форнебю, где и был захвачен противником. О дальнейшей судьбе машины ничего не известно.
Mk.I № 423 - 9 апреля на самолете вылетел лейтенант Даг Крон. Возвращаясь на базу, был атакован противником. Тогда Крон сел на запасном аэродроме Ааса, где дозаправил машину. Новым аэродромом стал Брумунддаль в районе озера Мёза. Оттуда 19 апреля 1940 года на самолете вылетел сержант Пер Ваалер, который перегнал самолет на временный аэродром, организованный на льду озера Вангсмёза. 21 апреля 1940 года, возвращаясь из разведывательного вылета в район Гардермоэн, самолет получил по вреждения при посадке. Отремонтировать машину не представлялось возможным. Летом 1940 года самолет в полуразобранном виде попал в руки противника.
Mk.II № 425 - 9 апреля совершил два боевых вылета. В первом вылете самолет пилотировал лейтенант Арве Браатен, во втором вылете - сержант Пер Ваалер. Ваалер был сбит вместе с лейтенантом Люткеном ( 419) на аэродроме Форнебю.
Mk II № 427 - 9 апреля на самолете два боевых вылета совершил сержант Кристиан Фредрик Шие. Самолет получил повреждения в бою с Bf.110 и совершил вынужденную посадку в Беруме. Раненый пилот попал в госпиталь. Местные жители растащили самолет по кускам, так что не удалось найти даже остатков машины.
Mk.II № 429 - 9 апреля совершил два боевых вылета. Первый вылет провел сержант Пер Ваалер, второй - лейтенант Рольф Торбьёрн Традин. Традин, возвра щаясь в Форнебю, понял, что аэродром уже в руках противника, поэтому перелетел в Хамар в район озера Мёза. При посадке повредил шасси. Части с № 429 использовали для ремонта № 423 в Брумунддале. Остатки самолета растащили местные жители.
Mk.II № 433 - этот самолет единственный из всех норвежских "Гладиаторов" получил камуфляж. Большой номер на борту фюзеляжа заменили номером небольшого размера на руле направления. Опознавательные знаки убрали с руля направления и крыльев, в то же время знаки нанесли на фюзеляж посередине между хвостовым оперением и кабиной пилота. 9 апреля № 433 совершил два боевых вылета. На самолете летал лейтенант Финн Торзагер. Торзагер также как и Традин не вернулся в Форнебю, а сел на лед озера Мьерен к востоку от Осло. Самолет замаскировали у берега. Однако местные жители обнаружили машину и растащили ее на куски. Остатки самолета летом 1940 года попали в руки гитлеровцев.
ж) Латвия.
В марте 1937 года в Великобританию прибыла латвийская делегация, которая должна была приобрести партию новых самолетов для латвийских ВВС. Деньги на покупку самолетов (120.000 фунтов стерлингов) были получены благодаря лотерее. Рассматривались предложения многих производителей, в том числе фирм "Хаукер" и "Глостер". С "Гладиатором Mk.I" литовцы ознакомились 27 мая 1937 года на базе Хакклкоут. Всего Латвия заказала 26 машин "Гладиатор Mk ." и три Хоукер "Хайнд". "Гладиаторы" несли четыре пулемета "Виккерс Mk.VM" калибра 7,7 мм. Самолеты прибыли в Латвию морем во второй половине 1937 года. Окончательно контракт завершили в 1938 году, когда обе стороны рассчитались. Латвийские "Гладиаторы" получили тактические номера в двух диапазонах: 114-126 и 163-175. Ими вооружили две эскадрильи: 123-ю и 124-ю. Первую из них возглавил капитан Николайс Балодис, а другую - капитан Янис Балодис. Формирование 123-й эскадрильи завершили в марте 1938 года. В эскадрилью попало 13 машин (114-126). Вторую эскадрилью сформировали в марте-апреле 1938 года. Сначала эскадрилья получила шесть машин (163-168), а остальные семь "Гладиаторов" поступили в часть лишь в октябре 1938 года. За два года эксплуатации произошло пять аварий. 13 марта 1938 года, то есть буквально в первые же дни полетов, разбился самолет № 167, пилотированный Янисом Карклинсом. Авария произошла в районе Шпильве. При невыясненных обстоятельствах зимой 1938/39 г.г. разбился в районе Даугавпилса "Гладиатор" № 121. 19 июля 1939 года в районе Блидене Жанис Тамсонс разбил "Гладиатор" № 171. Следующий "Гладиатор" - № 175 - пилотируемыйый Теодорсом Абрамсом разбился на полигоне Даугавпилса. В июне 1940 года Альберте Гудерманис разбил последний "Гладиатор", номер которого не известен.
Необычный случай произошел с сержантом Кристапсом Спрингисом из 1-й эскадрильи, который летом 1938 года, совершая обычный полет, приземлился на территории СССР. Пилот был задержан. По просьбе литовского правитель ствасамолет вернули, а вскоре передали и пилота. После присоединения Прибалтики, пять "Гладиаторов" перегнали из Кокнесе в Крустпилс, где их законсерви ровали в ангарах. Точное место неизвестно, вероятно литовские машины хранились рядом с польскими самолетами, стоявшими с 1939 года на территории завода "Проводник".
Последние полеты, уже с красными звездами на крыльях, латвийские "Гладиаторы" провели 20 сентября 1940 года. Тройка "Гладиаторов" участвовала в авиапараде ВВС РККА. Самолеты пилотировали Эрнесте Рудзитис, Таливальдис Мисианс и Арвидс Бамберс. Истребители вылетели с аэродрома Юмправнмизе и прибыли на аэродром Спильве в Риге, где проходила основная часть праздника.
В момент нападения Германии на Советский Союз большинство "Гладиаторов" стояло в Крустпилсе. Часть из них сгорела, остальные попали в руки противника. О дальнейшей судьбе этих самолетов рассказано ниже.
з) Литва.
Вслед за Латвией контракт на поставку "Гладиаторов" заключила и Литва. Контракт предусматривал поставку 14 машин. В полуразобранном состоянии самолеты морем доставили в Литву. Заказчик получил машины в октябре-ноябре 1938 года.
Собирали самолеты на авиабазе в Ковно. После воссоединения Прибалтики, самолеты достались Советскому Союзу. Часть из них еще какое-то время летала. Самолеты имели номера в диапазоне от G-704 до G-717.
Литовские ВВС организовывались в авиагруппы. Командовал авиацией бригадный генерал А. Густайтис. В его распоряжении были следующие силы:
I разведывательная группа генерала Н. Таутвиласа (2-я эскадрилья 7 самолетов ANBO-41, 6-я эскадрилья 3 ANBO-41, 3 ANBO-IV М и 1 "Альбатрос В.И").
II истребительная группа майора И. Адомайтиса (1-я эскадрилья 13 "Девуатенов D-501L", 1 Bue 133d, 5-я эскадрилья 14 "Гладиаторов Mk.I", I Bue 133d, 7-я эскадрилья 7 "Фиатов" CR.20 и 1 ANBO-51).
III бомбардировочная группа майора И. Лиорентаса (3-я эскадрилья 14 "Ансальдо А-120", 2 D.H. 89M и по 1 L.V.G.C. VI, ANBO-51, Локхид "Вега L-5B", 4-я эскадрилья 10 ANBO-41 и 1 L.V.G.C. VI).
IV учебная группа майора И. Шешлаукиса (машины самых разных типов, в том числе музейный Фоккер D.VIII и "Альбатрос В.II").
5-ю истребительную эскадрилью возглавлял майор И. Наусед. Часть базировалась в Шавле (Шянляй). 15 июня 1940 года (день присоединения Литвы к СССР) эскадрилья располагала 12 летающими машинами, два истребителя находились в ремонте. Литовские ВВС были расформированы, а их командующий бригадный генерал А. Густайтис уличен в шпионаже и в октябре 1941 года расстрелян. Большинство самолетов были непригодны к применению в советской авиации.
В Литве сформировали 29-й территориальный стрелковый корпус, который вошел в состав Красной Армии. Корпус располагал собственной разведывательной авиационной эскадрильей. В состав эскадрильи входили 9 ANBO-41 из бывшей 4-й бомбардировочной эскадрильи, 3 ANBO-51 из учебной группы, а также один Глостер "Гладиатор" и бывшей 5-й истребительной эскадрильи. Командовал эскадрильей майор И. Ковас. Остальные литовские самолеты законсервировали или отправили на слом. Эскадрилья прекратила свое существование после первых дней боев с немецкой армией. Большинство самолетов было уничтожено на земле в результате налетов люфтваффе. Отдельные "Гладиаторы" были захвачены немцами.
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (8-14)
НАЗАД (6-1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|