В ходе второго похода в Норвегию, переброску "Гладиаторов" поручили авианосцу "Фьюриес". На обратном пути машины 46-й и 263-й эскадрилий перелетели на палубу "Глориеса". Всего на авианосце находилось 10 "Си Гладиаторов" 802-й эскадрильи, 10 "Харрикейнов" 46-й эскадрильи, 10 "Гладиаторов" 263-й эскадрильи, а также несколько "Суордфишей" 823-й эскадрильи. 8 июня авианосец вместе с двумя сопровождавшими его эсминцами был потоплен немецкой эскадрой в составе линейных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Большинство самолетов стояло на нижних палубах, авианосец не имел воздушного прикрытия.
Тем временем 804-я эскадрилья перебазировалась с "Фьюриеса" на аэродром на Хатстоне и в течение нескольких месяцев прикрывала базу в Скапа-Флоу. Несколько раз машины 804-й эскадрильи с палубы "Фьюриеса" участвовали в различных операциях на Северном море, а также в операции "Дак" (нападение на базу в Ставангере). С палубы "Фьюриеса" самолеты прикрывали отход поврежденного "Саффолка". 25 октября 804-я эскадрилья сдала "Си Гладиаторы" на склад и перебазировалась в Скибри, где получила американские самолеты Грумман "Мартлет".
15. Средиземное море.
После того, как в апреле 1940 года "Глориес" ушел в Англию, авианосец "Игл" отправился в Александрию, чтобы усилить восточную группировку английского флота на Средиземном море. "Игл" нес четыре "Си Гладиатора". 28 мая эти самолеты вошли в состав 813-й эскадрильи, которой командовал лейтенант-командор Н. Кеннеди. После нападения Италии на Францию эти самолеты вошли в состав ПВО Каира, а с 29 июня по 1 июля сопровождали конвои, идущие на Мальту. 813-я эскадрилья в это время летала на "Си Гладиаторах" и "Суордфишах". 5 июля 813-я эскадрилья с палубы авианосца "Игл" участвовала в налете на Тобрук. "Суордфиши", сопровождаемые "Си Гладиаторами", потопили эсминец и пароход, а также повредили другой эсминец и два транспорта.
9 июня 813-я эскадрилья участвовала в прикрытии конвоя, эвакуировавшего гражданское население с Мальты. В течение последующих дней авиация "Игла" постоянно вела активные действия в том районе Средиземноморья.
27 июля, прикрывая очередной конвой, "Си Гладиаторы" 813-й эскадрильи сбили "Спарвьеро" и повредили еще два или три самолета этого типа.
В августе в ходе операций Королевского ВМФ в Бардии, шесть "Си Гладиаторов" 813-й эскадрильи сбили 8 из 12 итальянских "Спарвьеро", потерянных в том районе. Англичане потерь не понесли.
После того, как на место прибыл авианосец "Илластриес", 813-я эскадрилья перебазировалась на его палубу. В период с 31 августа по 4 сентября "Си Гладиаторы" прикрывали налеты английских бомбардировщиков на итальянский аэродром Мартица.
813-я эскадрилья, оставаясь на борту "Илластриеса", участвовала в прикрытии с воздуха "Группы Н", атаковавшей Тарент. "Гладиаторы" и "Фульмары" отражали налеты итальянской авиации на английские корабли, участвовавшие в этой операции.
"Си Гладиаторы" находились на вооружении еще одной эскадрильи морской авиации. Это была 885-я эскадрилья, дислоцированная в Египте. Часть летала на "Си Гладиаторах" с 1 марта 1941 года по 1 мая. Это были машины, оставленные в Египте 813-й эскадрильей.
В 1941 году закончилась морская карьера "Гладиатора". Однако эти самолеты продолжали использоваться на наземных базах флота, например, в Йеовилтоне, где летали вплоть до 1943 года, а отдельные машины, вероятно, и дольше.
Несмотря на то, что самолет не получил столь широкого распространения, как например "Скуа", он сыграл заметную роль в ходе морских операций на Северном и Средиземном морях.
16. История отдельных машин.
Прототип К5200. В 1935 году начал испытания в Мартлшем-Хите. На вооружение принят 3 апреля 1935 года (контракт 395996/35). Испытания в 14-й эскадрильи в 1935 году. Испытания на заводах "Глочестер" в 1935-37 г.г., в 24-й эскадрильи в 1941 году, списан 12 ноября 1942 года. Налетал 437 часов.
Первая производственная серия Mk.I. 23 самолета. Машины строились в соответствии с техзаданием F. 14/35 на заводе "Глочестер Эйркрафт Ко., лтд." в 1936-37 г.г. Двигатель Бристоль "Меркурий IX" с винтом "Уотте". Пулеметы "Виккерс Mk.V", боекомплект 600 выстрелов на ствол, "Льюис" с боекомплектом 97 выстрелов или "Виккерс" (100 выстрелов). Серийные номера К6129-К6151. Первый самолет принят заказчиком 16.02.1937, последний - 04.03.1937.
Вторая производственная серия Mk.I. 180 самолетов. Машины строились в со ответствии с техзаданием F.14/35 на заводе "Глочестер Эйркрафт Ко., лтд." в 1937 г. Серийные номера К7892-К8055, L7608-L7623.
Самолеты второй производственной серии (последние) Mk.I. 28 самолетов, собранных в 1937 году для восполнения потерь. С 1938 года под крыльями установлены пулеметы "Браунинг". Серийные номера L8005-L8032.
"Гладиатор Mk.II" и "Си Гладиатор (интерим)". 50 самолетов, собранных на заводе "Глочестер Эйркрафт Ко., лтд." в 1938 г. Серийные номера N2265-N2314.
38 первых машин остались на заводе и были переделаны в палубные истребители (N2265-N2302). Адмиралтейство приняло машины в декабре 1938 года. Остальные самолеты выполнены в стандарте Mk.II в соответствии с техзаданием F.36/37 (двигатели Бристоль "Меркурий VIIIA", пулеметы "Браунинг", электростартер, воздушный фильтр "Воукс" и тропический фильтр).
"Гладиатор Mk.II" и "Си Гладиатор" главной производственной серии. 300 машин. Выпускались заводом "Глостер" в 1938-39 г.г. Двигатель Бристоль "Меркурий VIIIA" и "Меркурий VIIIAS", 4 пулемета "Браунинг". Серийные номера N5500-5549, N5565-N5594, N5620-N5649, N5680-N5729, N5750-5789, N5810-N5859, N5875-N5924.
Первые 60 машин передали Адмиралтейству.
17. Гладиаторы на службе в иностранных армиях.
а) Австралия.
Австралийские Королевские ВВС получили "Гладиаторы" в ноябре 1940 года. Английская 33-я эскадрилья передала свои машины австралийской 3-й эскадрилье в Египте. Австралийская 3-я эскадрилья прибыла из Сиднея на борту корабля "Оронтес" 23 августа 1940 года. 3 ноября эскадрилья, оснащенная "Гладиаторами", "Гонтлетами" и "Лисандерами", прибыла на аэродром Геравала ("Лисандеры" базировались в Икинги-Мариут). Первый боевой вылет часть провела 13 ноября. В нем участвовали флайт-лейтенант Дж. Стидж и флайт-лейтенант Гаден. 19 ноября эскадрилья провела первый воздушный бой. Это был первый бой австралийских ВВС в годы Второй Мировой войны. Четыре "Гладиатора" звена "С" схлестнулись с 18 "Фиатами" CR.42. Австралийцы заявили шесть побед, потеряв один самолет. К сожалению, это была машина командира эскадрильи Хита, который погиб. 7 декабря началось наступление союзников в Ливии. Итальянская армия откатилась к западу. 3-я эскадрилья меняла один аэродром за другим, поспевая за наступавшими наземными частями. 10 декабря "Гладиаторы" сбили Ro.37, а 12 декабря три CR.42. В этот же день эскадрилья сдала все "Гонтлеты", так как их техническое обслуживание было затруднено. 13 декабря 6 "Гладиаторов "перехватили несколько S.79, сопровождавшихся CR.42. Австралийцы сбили два S.79 и два CR.42. При этом потеряли четыре "Гладиатора" сбитыми и два поврежденными, в бою погиб флайт-лейтенант К.Б. Гаден. Эскадрилья продолжала совершать боевые вылеты вплоть до 17 декабря, когда в ее распоряжении осталось всего 8 "Гладиаторов". Для пополнения англичане передали шесть "Гладиаторов" из 112-й эскадрильи (L7615, L7616, L7617, К6142, К7922, К8048). В январе 1941 года 3-я австралийская эскадрилья поддерживала атаку 6-й австралийской дивизии в Бардии. Затем, с 5 января эскадрилья участвовала в штурме Тобрука. Все три звена эскадрильи дислоцировались на аэродроме Гам-бут недалеко от Тобрука. Звено на "Лисандерах" пересело на "Гладиаторы", также полученные от 112-й эскадрильи. В ходе операции австралийцы выполнили 77 боевых самолетовылетов на протяжении только трех дней. 22 января Тобрук капитулировал, англичане предприняли наступление на Бенгази. 3-я эскадрилья 24 января перебазировалась на аэродром Тмими, а затем на следующий день прибыла на аэродром Мартуба. 29 января эскадрилья получила первые "Харрикейны". После захвата англичанами Бенгази, эскадрилью перебросили в Бенин.
В феврале 1941 года 3-я эскадрилья целиком перешла на "Харрикейны".
б) Южная Африка.
Южноафриканские ВВС получили свои "Гладиаторы" из рук англичан. Это были 11 "Гладиаторов" из 94-й эскадрильи, один самолет был получен уже в январе 1939 года. Это был К7922 из 72-й эскадрильи. Южная Африка использовала эти машины в Судане (1-я эскадрилья) и Восточной Африке (2-я эскадрилья, которая также летала на Хоукер "Фьюри" и "Харрикейнах").
в) Египет.
Египетские ВВС получили "Гладиаторы" в 1939 и 1944 годах. Это были самолеты, прежде служившие в боевых частях Королевских ВВС. Некоторые из этих машин были позднее снова возвращены англичанам, другие использовались для метеоразведки.
Англичане передали Египту 18 "Гладиаторов Mk.I" в марте 1939 года, после того, как самолеты прошли модификацию до стандарта Mk.II.
Кроме того, Египет получил 27 оригинальных "Гладиаторов Mk.II". Большинство самолетов попало во 2-ю и 5-ю египетские истребительные эскадрильи.
г) Греция.
Греция получила "Гладиаторы" довольно необычным способом. Проживавший в Египте богатый бизнесмен М. Запаркис Гомогенос закупил в январе 1938 года за 9200 фунтов стерлингов два "Гладиатора" вместе с комплектом запасных частей и наземным оборудованием. Оба самолета он подарил Греческим королевским ВВС (Elleniki Vassiliki Areoporia -EVA). Греческая авиация подразделялась на звенья. 28 октября 1940 года оба "Гладиатора" были небольшим довеском к 36 PZL P-24G и 9 Марсель "Блок МВ-151". В ходе боевых действий англичане передали Греции еще 17 "Гладиаторов" обоих модификаций. Это были резервные машины. Действовавшие в Греции 33-я и 80-я эскадрильи в марте 1940 года начали переход на "Харрикейны". Поэтому они передали имевшиеся машины в 112-го эскадрилью. Однако, в виду серьезной угрозы со стороны немецких войск, английское командование отвело 112-ю эскадрилью в Египет "для перевооружения". Оставшиеся в Греции машины 112-й эскадрильи поступили на вооружение греческого 21-го звена.
2 декабря 1940 года Греки получили 8 первых "Гладиаторов". Это были сам леты К8013, К8018, К8031, К8047, К8054, L7609, L7611 и L7623. Затем было получено пять машин из 80-й эскадрильи: К7892, К7923, К8017 и L8011. На греческой службе самолетам присвоили ном ра: 181 -192. В марте Греция получила еще пять "Гладиаторов", которым присвоили номера 193-197.
Однако грекам не суждено было воспользоваться этими машинами. Самолеты стояли на аэродроме Парамифия, который 19 апреля 1941 года подвергся массированному налету люфтваффе. Немцы уничтожили на земле 12 машин. По име ющимися данным греческие "Гладиаторы" успели совершить только один боевой вылет.
Англичане отступили на Крит, а за тем - в Египет. В Египте оказались также три "Гладиатора Mk.II" (N5821, N5831, N5825) и три "Харрикейна".
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (7-14)
НАЗАД (5-1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|