1.Жан Мермоз.
Замечательный французский пилот, получивший большую известность не только у себя на Родине, но и далеко за ее пределами, внесший огромный вклад в развитие авиационных почтовых перевозок между Европой, Африкой и Южной Америкой, обладатель ряда мировых авиационных рекордов и, наконец, национальный герой Франции, Жан Мермоз родился 9 января 1901 года. В раннем возрасте он лишился отца. Воспитание и образование дала ему мать. Маленький Жан рос любознательным и непоседливым мальчиком. Однако это не мешало ему успешно учиться. В юношеские годы Жан все больше и больше стал проявлять интерес к событиям бурно развивающейся авиации, которая по сути дела была его ровесницей. Весь цивилизованный мир был тогда восхищен первыми успешными полетами на аэропланах, знаменитым перелетом Луи Блерио в 1909 году через пролив Ла-Манш на аппарате собственной конструкции, первыми полетами над Средиземным морем между Европой и Африкой, Европой и Азией, выполненными в 1912-1913 годах. Начавшаяся вскоре I мировая война способствовала более интенсивному развитию авиации.
Мать и другие взрослые из окружения Жана скептически относились к его увлечению авиацией, вполне резонно считая, что в будущем для мальчика уготовано более серьезное занятие и он вполне может сделать себе блестящую карьеру, став например журналистом. Однако, после долгих колебаний Жан отдает предпочтение авиации и в восемнадцать лет поступает в школу пилотов в Истрэ. Сейчас трудно судить о том, каких успехов добился бы Мермоз, став журналистом, но посвятив себя авиации он никогда не жалел об этом.
После окончания школы пилотов, Жан был направлен для прохождения службы в Сирию. Через некоторое время с хорошей репутацией он был переведен во Францию в эскадрилью истребителей, дислоцированную в Тьонвиле. Казалось, ничто не мешает Жану успешно продвигаться по службе, но наступил 1923 год. Французские вооруженные силы сокращались. В конце года демобилизовали и Мермоза. Имея в кармане 150 франков, которые быстро таяли, Жан оказался на улице. Тщетно искал работу. Посещал недорогие бистро, заказывая самые дешевые блюда. В ненастные дни просиживал там, прячась от непогоды. Ночевал в заброшенных домах, складских помещениях, везде, где только мог найти себе пристанище на ночь. Часто голодал. Это было время, когда много превосходных пилотов, как и он, остались без работы. Военная авиация стала не нужна. Пассажирские и транспортные авиаперевозки еще не получили в должной мере своего развития и не могли обеспечить работой всех желающих. Так Мермоз познал нужду, голод, неуверенность в завтрашнем дне. Было ему тогда 23 года. Его налет на военных типах самолетов составлял 600 часов. В самые тяжелые моменты своей жизни он отправлялся поближе к аэродрому, выбирал уединенное местечко, откуда в одиночестве наблюдал за взлетающими и садящимися самолетами.
Еще сразу после демобилизации, Мермоз отправил несколько писем руководителям и директорам различных авиационных предприятий и компаний. В них Жан предлагал свои услуги в качестве пилота. Однако время шло, и надежды получить работу постепенно таяли. Наконец пришло письмо от руководства компании LATEKOER (ЛАТЕКОЕР), в котором ему предлагалось прибыть на тулузский аэродром. Эта компания занималась авиационными перевозками и уже в то время постепенно обретала все большую и большую известность.
Жан Мермоз прибыл на аэродром 13 октября 1924 года. Его принял Дидье Дора – в прошлом превосходный летчик, а ныне непреклонный и суровый шеф пилотов. К своему удивлению, Мермоз получил работу в качестве механика. В начале ему «доверили» мыть самолеты и двигатели. Спустя некоторое время, он уже занимался разборкой и сборкой моторов, их ремонтом. Немного позже его поставили на линию по сборке самолетов разных типов. Несколько месяцев спустя, Жан мог самостоятельно разобрать, собрать, отрегулировать двигатель и самолет. Наконец Дидье Дора решил, что пора узнать, на что годится Мермоз в качестве пилота. Вызвав к себе, он привел его на летное поле, и велел выполнить полет вокруг аэродрома. Истосковавшийся по воздушной стихии молодой пилот решил показать все, на что он способен. Взлетев, Жан выполнил серию акробатических фигур высшего пилотажа, а затем, посадив самолет, предстал перед Дидье Дора в ожидании похвалы его летному мастерству. Однако тот с ледяным спокойствием заметил: -Вы свободны. Циркачи мне не нужны. Мне нужны пилоты…
Мермоз был в растерянности. Все мечты, все надежды рухнули. Жан уже собрал свои вещи и хотел навсегда покинуть аэродром, когда Дидье снова вызвал его и велел совершить еще один полет. На этот раз Мермоз идеально облетел вокруг аэродрома и блестяще совершил посадку, но Дидье Дора за ним уже не наблюдал. Он ушел, будучи уверенный, что на этот раз его задание будет выполнено безукоризненно. После этого случая Мермоз зарекомендовал себя превосходным пилотом. И хотя между ним и Дидье Дора еще не раз возникали споры по различным вопросам, это уже был спор между двумя взаимно уважаемыми сотрудниками компании, которые заботились о ее успехе.
С 1925 года Мермоз начал трудиться в качестве пилота компании на почтовых линиях CGA (COMPAGNIE GENERALE AEROPOSTALE) в Испании. Дидье Дора в качестве испытания назначил его на самый тяжелый участок линии. Мермоз летал на трассе Тулуза (Франция) – Аликонте (Испания), а также Аликонте - Касабланка (Марокко) - тогда французские владения. Вылетающий рано утром из Тулузы самолет, приземлялся сначала на испанском аэродроме, расположенном в тридцати километрах от Барселоны. Там его уже поджидал на другом самолете Мермоз. Приняв почту, он вылетал на Малагу, с промежуточной посадкой в Аликонте. В Малаге следующий пилот, приняв почту, летел далее по маршруту на Касабланку.
Трассу от Барселоны до Малаги старенький биплан Breguet-14 (Бреге-14) преодолевал при благоприятных погодных условиях за семь с половиной часов. В 1925 году Мермоз был удостоен медали французского аэроклуба за то, что в течение 800 летных часов налетал 120 тысяч километров. Для Франции это являлось наивысшем достижением года, которого никто не мог достичь ранее. Жан летал с удовольствием и не представлял себе другой жизни без полетов. До восемнадцати часов в сутки проводил он в воздухе. Остальное время уходило на сон и принятие пищи.
Спустя некоторое время, Мермоза переводят в Африку на вновь открывшуюся линию. Она протянулась вдоль атлантического побережья между Касабланкой и Дакаром. Там, Жан на собственной шкуре испытал, какие опасности таит в себе Сахара, раскинувшаяся от береговой черты в бескрайние дали огромного континента. Уже в своем четвертом полете с почтой на Дакар он терпит аварию в пустыне. Здесь Жан попадает в плен к полудиким маврам, племена которых вели кочевой образ жизни. Они часто враждовали не только между собой, но нередко нападали на немногочисленные французские гарнизоны, расположенные в небольших крепостях и укреплениях при аэродромах. До этого они уже убили нескольких пилотов. Аналогичная участь ждала и Мермоза. Однако удача улыбнулась ему. В течение восьми дней, что Жан находился в плену, ему удалось расположить к себе брата местного вождя. Только после этого мавры согласились вступить в переговоры с представителями компании и отпустили пленника за 50000 франков.
В последствии на трассе Касабланка - Дакар, Мермоз выполнил много рискованных, полных приключений и опасностей полетов. В 1927 году Мермоз получает назначение в Агадир на должность командира аэродрома. Он пытается отказаться от наземной службы, но с Дидье спорить было бесполезно. Впрочем, Жан там долго не задержался. Вскоре его назначают шефом новой авиалинии, в Южной Америке и Мермоз отбывает в свою резиденцию в Рио - де - Жанейро. С 1 марта 1928 года начались регулярные почтовые авиаперевозки между Рио - де - Жанейро и Наталом. Из Натала в Дакар почта перевозилась при помощи быстроходных судов. Далее во Францию ее снова доставляли самолетом. Таким образом, была открыта самая большая в мире по протяженности почтовая линия. Ее длина составляла 13000 километров. Обслуживало эту линию несколько пилотов.
Мермоз, несмотря на свою должность, не засиживался долго на земле. Административное здание он посещал только тогда, когда это было крайне необходимо. За месяц Жан совершал полеты общей протяженностью более 10000 километров. Организовал ночные авиаперевозки.
Первый такой полет состоялся в ночь на 16 апреля 1928 года. Мермоз вылетел из Рио - де - Жанейро и приземлился в Сантусе. Продолжив полет далее, он весь день провел в воздухе и совершил посадку в Монтевидео уже вечером. Той же ночью Жан вылетел оттуда и благополучно достиг Буэнос-Айреса. До той поры почта из Натала переправлялась в Аргентину морским путем в течение пяти дней. Мермоз сократил это время до двух. В последствии этот факт сыграл огромную роль в открытии авиалинии над Андами.
Главная
Эти великолепные пилоты на своих летательных аппаратах...
Следующая
E@mail
|