2. Жан Мермоз.
9 августа 1928 года Мермоз выполнил беспосадочный перелет из Рио - де - Жанейро до Пуэрто - Суареса, расположенного в Боливии. При этом было покрыто расстояние 1800 километров, что по тем временам являлось выдающимся достижением. В начале следующего года, 28 февраля, Мермоз вместе с механиком Коллено приземлились в Сан - Антонио Оэсте, находящийся в Патагонии (Аргентина). Там к ним присоединился тогдашний президент FAI де Ла Вайкс, вместе с которым они вылетели из Чили. В этом полете необходимо было установить возможность прокладки новой почтовой авиалинии через департамент Консепсьон, через Кордильеры. В то время, когда самолет уже находился над горами, забарахлил и вскоре совсем остановился двигатель. Мермозу пришлось совершить вынужденную посадку в горах на высоте 2800 метров. Ширина площадки, на которую им пришлось опуститься, составляла всего шесть метров, а длина около трехсот. Из-за уклона ее поверхности, удачно приземлившийся самолет долго катился под гору, не собираясь останавливаться. Быстро и неотвратимо приближался край площадки. За ним зияла огромная пропасть. Найденный было среди неприступных гор клочок более-менее ровной поверхности, еще несколько мгновений назад казавшийся спасительным для терпящего аварию самолета, вдруг неожиданно превратился в коварную западню. Вначале все оцепенели от ужаса, от сознания собственной беспомощности. Казалось, гибель неминуема. Но Мермоз спас положение. Он выскочил из кабины, подбежал к стойке шасси и уперся в нее всем телом. Буквально в нескольких метрах от края площадки, прилагая неимоверные усилия, Жану удалось развернуть самолет от обрыва. Прокатившись еще немного по инерции, он благополучно остановился. На протяжении следующих полутора часов, потерпевшие аварию путешественники, были заняты ремонтом двигателя. Устранив неисправность, Они удачно взлетели и как ни в чем небывало, совершили посадку Сант Яго-де-Чили.
Спустя неделю, Мермоз и Коллено вылетели в обратный путь. Но и на этот раз их ждала неудача. Теперь им пришлось совершить вынужденную посадку на высоте 4200 метров. Площадка, на которой они теперь очутились, не давала им не малейшего шанса на благополучный взлет. Стоял двадцатиградусный мороз. Помощи ждать было неоткуда. До ближайшего жилья было 160 километров. Попытка добраться до него в такую стужу, была равносильна самоубийству. В первые минуты они растерялись и не знали, что им теперь делать. Осмотревшись вокруг, Мермоз и Коллено решили заняться ремонтом двигателя, скорее интуитивно, чем сознательно чувствуя, что им нельзя сидеть в бездействии, что за работой нужно как-то отвлечься от навязчивой мысли о своем безвыходном положении. Чтобы не погибнуть, впав в отчаяние. Как выбраться отсюда они еще не знали, но оба понимали, что мотор – это их последняя надежда. На ветру и холоде при работе на студеном металле быстро стыли руки. Их то и дело приходилось отогревать. Работа шла медленно. Около трех дней длилась борьба за самолет. Наконец ремонт был окончен, но за это время произошла новая беда. От мороза разорвало радиатор двигателя. Вода замерзла и не вытекла из системы охлаждения. В пятистах метрах от самолета было найдено более-менее пригодное пространство для взлета. Оно представляло собой ровную поверхность небольших размеров и с незначительным уклоном. Этот уклон, постепенно увеличивая свою крутизну, переходил в обрыв. Мермоз и Коллено максимально облегчили самолет, сняв с него все, что только можно было снять. Выбившись из сил, с частыми остановками для отдыха они перетащили самолет к месту, выбранному для старта. Там посоветовавшись, авиаторы решили, что на самолете осталось еще много “лишних” деталей, без которых вполне можно обойтись. Были сняты дополнительные бензобаки, сиденья, некоторые приборы, выброшен инструмент и прочее, ненужное в настоящий момент для взлета оборудование. Когда пилот и механик заняли свои места в самолете, Коллено уже не верил, что они благополучно выберутся отсюда. Мермоз, прикрыв глаза, ясно осознал, что он не имеет ни малейшего права на ошибку. Есть всего только один шанс выбраться отсюда живыми. Если только удастся произвести благополучно взлет, то уже через несколько минут оттаявшая вода вытечет через разрывы в радиаторе. Затем перегреется двигатель. Потом заклинит. Потом…
За это время они должны успеть спуститься к людям, а если нет, то лучше не думать о том, что будет с ними дальше.
Оказавшись в экстремальных условиях, человек способен совершить невозможное, если он не сдался на произвол судьбы.
Мермоз дал полный газ. Самолет тронулся с места, начал разбег. Пропасть катастрофически неотвратимо приближалась, а самолет все еще никак не мог оторваться от земли. Докатившись до края обрыва, он опустил нос и устремился в бездну…
Расчет Мермоза оказался верным. Во время своего падения самолет разогнался до необходимой скорости. Как только это стало возможным, пилот выровнял машину в нормальное положение и вскоре, они приземлились в Копьяцо. Встретившие их чилийцы никак не могли поверить в “байку”, услышанную от двух измученных авиаторов. Был даже отправлен специально снаряженный караван на муллах в указанное Мермозом место. К удивлению всех, через некоторое время караван вернулся, привезя с собой в качестве подтверждения, различные детали от самолета, найденные в горах.
14 июля 1928 года была открыта новая почтовая линия над Андами. Ее основатель, Жан Мермоз, стал героем Южной Америки. Во время освоения нового маршрута, только один раз на протяжении сорока дней, Жану удалось хорошо выспаться в своем номере в гостинице. Пятнадцать – восемнадцать часов в сутки он проводил в самолете. Летал днем и ночью, нередко в плохую погоду. Жизнь, которую он вел, представлялась ему полнокровной и простой, чудесной в своей сущности. Это была та жизнь, к которой он стремился многие годы. Мермоз был счастлив своей работой, хотя времени ни на что другое у него практически не оставалось. В течение двух лет, проведенных в Южной Америке, не взял ни одного отпуска. Основал четыре новые авиалинии. При этом использовал их с таким размахом, что сам Дидье Дора не ожидал от него такого успеха. В январе 1930 года Мермоз был отозван во Францию.
Несмотря на то, что оба берега океана были уже освоены французами, почта, между Африкой и Южной Америкой переправлялась с помощью быстроходных судов. Однако их скорость не шла ни в какое сравнение со скоростью самолета. Если по воздуху из Буэнос-Айреса и Рио – де – Жанейро до Натала почту перевозили не более, чем за два дня, путь от Натала до Дакара (3100км) занимал полные десять дней. Мермоз предложил компании перевозить почту через океан воздушным путем. Для этого был выбран поплавковый моноплан Latecoer Late-28/3 (Латекоер Лате-28/3). Утром 11 мая 1930 года в 6 часов 10 минут, Жан Мермоз, Дидье Дора и Леопольд Жимье вылетели на этом самолете из Тулузы. Сделав промежуточную посадку в Порт Этьене, 12 мая в 6.40 их гидроплан приземлился в Сен-Луи. Взяв на борт 130 килограмм почты, они вылетели на Натал, куда прибыли 13 мая, перелетев океан за 21 час 10 минут. При этом они установили международный рекорд на дальность полета по прямой для гидросамолетов, который составил 3173 километра. Из Натала их самолет направился в Рио-де-Жанейро, где произвел посадку в 23.45. На следующий день в 19.25 вылетели на Буэнос-Айрес, где Мермоз передал почту другому пилоту. Тот вылетел утром 15 мая на Сантьяго, куда прибыл в тот же день в 13.30. И так, письма, отправленные из Тулузы в воскресенье, во вторник были уже в Рио-де-Жанейро, в среду в Буэнос-Айресе, в четверг в Сантьяго, преодолев в течение неполных пяти дней расстояние 13800 километров. По тем временам это было просто великолепно, так как, не пользуясь авиапочтой, письма туда шли несколько недель.
Из-за неисправности самолета, покинуть американский берег Мермозу удалось только 8 июня.
“Ecли при полете туда мы имели технические трудности вполне заслуженно, то при полете обратно их было еще больше…” – вспоминал потом Мермоз. Он собирался произвести взлет с водной поверхности реки Потинги, но из-за сильного ветра, поднявшего большую волну, оторвать от воды тяжело груженный гидросамолет никак не удавалось. Шестнадцать раз пытался взлететь Мермоз и еще двенадцать на следующий день. Все эти попытки не увенчались успехом. Пришлось уменьшить вес груза и перевести самолет на другую водную поверхность, расположенную в полусотне километрах от Натала. К этому времени ветер изменил свое направление и гидроплан вновь оказался в невыгодных для взлета условиях. Только совершив пятьдесят две попытки взлететь, Мермозу наконец удалось поднять машину в воздух.
“Из-за плохой погоды – рассказывал позже Мермоз – первые три часа полета были совершенно невыносимы. Потолок самолета был недостаточно большим. Не знаю почему, но в то время моей спецификой было пилотировать самолеты, которые не хотели подниматься…”
Когда миновали остров Сан Пауло, увидели под собой свет. Стали кружить над ним и распознали большое судно. Позади самолета осталось 1100 километров ночного полета над пустынными просторами неспокойной Атлантики. И вдруг, среди этого безбрежного пространства одиночества, внизу засверкал огнями пароход, на котором тоже были люди, на котором тоже шла борьба со штормовой стихией океана. Глядя из самолета на проплывающее судно, уже нельзя было спокойно пролететь мимо, не испытывая чувства волнения от этой встречи.
Насмотревшись на пароход, Мермоз вновь направил самолет на северо-восток. Прошло еще несколько часов полета. На лобовом стекле начали появляться маслянистые капельки. “Скорее всего, это от избытка масла произошел его небольшой выброс” – решили в самолете. Но это был не выброс. Это была утечка. Скоро приборы стали показывать падение давления масла. Двигатель начал чрезмерно греться и терять мощность. На борту самолета уже поняли, в чем дело, но что-либо предпринять во время полета было невозможно. Оставалось только ждать неизбежной остановки мотора. Томительно тянулись минуты ожидания. Одна тревожнее другой. Наконец двигатель встал. Самолет не долетел до берега 700 километров и по счастливой случайности плюхнулся в воду недалеко от проплывающего в это время судна. Из-за шторма пересадка на корабль была долгой и опасной. Волнами опрокинуло гидросамолет и он, вскоре скрылся в пучине океана. Его экипаж и почта были спасены и размещены на борту корабля…
Главная
Предыдущая
Следующая
Эти великолепные пилоты на своих летательных аппаратах...
E@mail
|