3. Глостер "Гладиатор Mk.II" и "Си Гладиатор"
Главной отличительной чертой самолетов Mk II стал двигатель Бристоль "Меркурий Mk.VIIIA" мощностью 830 л.с.(610kW), оснащенный редуктором с переда точным числом 0,572, который вращал трехлопастный винт Фэйри. Этот двигатель был создан в соответствии с техзаданием F.36/ 37 Министерства авиации, которое предусматривало оснастить ими 50 "Гладиаторов". Мотор Бристоль "Меркурий Mk.VIIIA" был создан в рамках программы "shadow factory". Программа предусматривала распределение выпуска самолетных комплектующих среди множества субподрядчиков. Это должно было уберечь авиастроение Великобритании от тяжелых потерь, если противнику удалось бы разбомбить один-два крупных завода. В конце войны к подобному ре шению прибегли и немцы, образовав множество мелких производственных и сборочных цехов по всей Германии, которые занимались производством реактивного истребителя Messershmitt Me-163 "Comet". Выпускавшийся на "теневом заводе" двигатель получил обозначение Mk.VIIIAS и несколько отличался от своего прототипа. Двигатель оснащался полуавтоматом форсажа, который действовал на карбюратор и смесители Хобсона, оптимизируя состав топливной смеси. Двигатель Бристоль "Меркурий Mk.VIIIA" обладал возможностью ручного форсирования, что позволяло временно повысить мощность мотора на 10 л.с. На самолете "Гладиатор MkII" изменилась и приборная доска. Эту доску отработали на серийном "Гладиаторе Mk.I" (K7919). На новой доске добавились гироскоп Сперри, искусственный горизонт Рейда, инклинометр, курвиметр Сквиста, спидометр Смита, альтиметр Колсманна и указатель вертикальной скорости Хьюза. Работы над Mk.II были проведены в полном соответствии с требованиями Адмиралтейства на палубный истребитель. По мнению многих историков разница между "Гладиатором Mk.II" и "Си Гладиатором" была условной, поскольку 38 самолетов первой производственной серии Mk.II переделали в палубные истребители. Эта партия получила название промежуточных (interim) "Си Гладиаторов". От Mk.II они отличались крюком аэрофинишера под хвостом, флотской радиостанцией Т.К. 9 и спидометром, откалиброванным в узлах. Установка крюка заставила усилить конструкцию хвостовой части машины. Первая партия промежуточных "Си Гладиаторов" поступила на вооружение летных подразделений в конце 1938 года. Еще до отправки первой партии, в июне 1938 года, Адмиралтейство заключило с "Глостером" новый контракт. Заказ предусматривал поставку 60 "Гладиаторов", соответствующих спецификации F.36/37 (Mk.II). Палубный истребитель "Си Гладиатор Mk.II" был оснащен спасательной надувной лодкой и креплением для катапульты. Лодка находилась под фюзеляжем между стойками шасси, закрытая обтекателем. При этом с самолета пришлось снять гильзоулавливатель, и на палубном истребителе гильзы просто выбрасывались наружу.
Первые попытки использовать "Гладиаторы" на Среднем Востоке показали, что самолет нуждается в доработке. Для этого, ремонтно-запасному отряду №27MU в Шоубери поручили разработать комплекс соответствующих мер. Самолет получил воздушный фильтр "Воукс". На истребитель погрузили аварийный паек и флягу с водой. Доработанные таким образом "Гладиаторы" начали поступать на вооружение английских эскадрилий, базирующиеся на Востоке и в Египте. Первые машины прибыли в Египет в мае 1939 года. Это были самолеты с серийными номерами L8005, L8012-L8028. Не которые авторы обозначают эти машины как Mk.II Trop., но в официальных документах того времени подобное обозначение не встречается. Скорее всего, это неофициальный рабочий псевдоним. Несмотря на то, что "Гладиатор" выпускался крупной серией, никто не сомневался в том, что на вооружении этот самолет долго не продержится. Наступала эпоха "Харрикейна" и "Спитфайра".
4.Боевое применение английских "Гладиаторов"
Первые серийные "Гладиаторы" (23 самолета) Министерство авиации получило 16 февраля 1937 года.
Первой эскадрильей Королевских ВВС, получившей "Гладиаторы", стала 72-я эскадрилья из Тангмера. Часть сформировали 22 февраля 1937 года на базе одного звена 1-й эскадрильи, дислоцированной на том же аэродроме. В тот же день флайт-лейтенант Э.М. Дональдсон и четверо других пилотов отправились на завод, чтобы получить там пять "Гладиаторов" (К6130-К6134). Самолеты перегнали на аэродром Черч-Фентон - новую базу эскадрильи. 72-я эскадрилья дольше любой другой части Королевских ВВС летала на "Гладиаторах", сменив их лишь в апреле 1939 года.
Следующей перевооруженной частью стала 3-я эскадрилья в Кенли. В обеих эскадрильях эксплуатировались самолеты первой серии с пулеметами "Льюис" под крыльями. Самолеты с "Браунингами" первой получила 54-я эскадрилья из Хорнчерч. Перевооружение части началось 27 апреля.
Затем "Гладиаторы" поступили в 74-го эскадрилью, также из Хорнчерч (но в июне 1937 года часть пересела на "Гонтлеты"), 80-ю эскадрилью (Хенлоу, с июня 1937 года), 65-ю (Хорнчерч), 73-ю (Дебден), 87-ю (Дебден) и 56-ю (Норт-Уилд). Несколько "Гладиаторов" попали в части особого назначения в Хаклкоуте и Мартлсхеме. Всего до конца года Королевские ВВС получили 203 самолета, в том числе 172 машины поступили в боевые части.
До сентября 1937 года на "Гладиаторы" полностью пересели 8 эскадрилий. Все они уже достигли состояния боеготовности.
Эскадрильи на "Гладиаторах" регулярно участвовали в публичных показах. Уже 7 мая 1937 года 3-я эскадрилья провела показательный взлет по тревоге и воздушный бой для представителей летных делегаций Доминиона. 26 июня эта же эскадрилья участвовала в показах в Хендоне, за которыми следило до 200000 человек.
23 октября в Великобританию прибыла немецкая делегация: Э. Мильх, Г.И. Штумпфф и Э. Удет. В числе прочих объектов, они посетили базу в Хорнчерче, где дислоцировались 54-я и 65-я эскадрильи на "Гладиаторах". В описываемый период обе эскадрильи входили в состав системы ПВО Англии.
Несмотря на активные учения, до марта 1938 года в авариях истребительная авиация потеряла только восемь "Гладиаторов".
Однако вскоре обнаружились недостатки "Гладиатора". В пикировании стремительно росли обороты винта. Сильная вибрация мешала точному прицеливанию. Все это заставило начать эксперименты с трехлопастным винтом "Фейри-Рид".
Испытания проходили на трех самолетах: прототипе К5200, а также на К7964 и К8049. "Гладиатор" К7964 получил новый винт и редуктор 0,572. Этот самолет участвовал в соревнованиях на меткость стрельбы и выиграл их. Однако в итоговую таблицу самолет не попал, так как был нестандартным. С марта 1938 года большинство самолетов получило новые винты. Пилоты с большим одобрением встретили это усовершенствование. Первой частью, отлетавшей свое на "Гладиаторах", стала 3-я эскадрилья из Кенли. В марте 1938 года она начала получать "Харрикейны" и к июлю завершила перевооружение. Затем на "Харрикейны" пересела 56-я эскадрилья. Тем не менее, появились две новые эскадрильи "Гладиаторов". Это была 25-я эскадрилья из Хоукинга и 85-я из Дебдена. Летом 1938 года перешли на "Харрикейны" 73-я и 87-я эскадрильи.
Три "Гладиатора" из 87-я эскадрильи 10 июня 1938 года во французском городе Виллокублэ продемонстрировали приемы группового высшего пилотажа. Для пущей убедительности крылья "Гладиаторов" соединили резиновым жгутом. Пилотировали самолеты флайт офицер Дж.Х.Дж. Финн, флаг офицер Р.Л. Лоример и пайлот сержант Дьюдни.
Во время "Мюнхенского кризиса" английская истребительная авиация располагала:
Двумя эскадрильями "Харрикейнов" (полностью укомплектованных и подготовленных);
Пятью эскадрильями "Гладиаторов" (полностью укомплектованных и подго товленных);
Восемью эскадрильями "Гонтлетов" (полностью укомплектованных и подготовленных);
Тремя эскадрильями "ФэйриI/II" Тремя эскадрильями "Демонов" (полностью укомплектованных и подготовленных).
Во втором эшелоне находились следующие части:
Две эскадрильи "Харрикейнов" (полностью укомплектованных и проходящих курс подготовки)
Одна эскадрилья "Гладиаторов" (в состоянии комплектации);
Одна эскадрилья "Гонтлетов" (частично укомплектованная);
Четыре эскадрильи "Демонов" (частично укомплектованные).
Хотя кризис быстро разрешился, командование истребительной авиации приняло решение усилить свои силы, поскольку вероятность войны оставалась высокой. Так как быстро подготовить большое число эскадрилий на новых самолетах "Харрикейн" и "Спитфайр" не представлялось возможным, пришлось формировать вспомогательные части, которые получали "Гладиаторы", выведенные из состава частей первой линии. Первой такой эскадрильей стала 607-я эскадрилья из графства Дархем.
Эскадрильи на "Гладиаторах" (5 в боеготовом состоянии) перебросили в район Лондона. 25-я эскадрилья перебазировалась на аэродром Нортхолт. Самолеты получили двухцветный камуфляж и бортовой код, начинающийся с "ZK". 54-я и 65-я эскадрильи также участвовали в системе ПВО Лондона, оставаясь на своей базе в Хорнчерче.
В 1938 году первые "Гладиаторы Mk.I" прибыли в Палестину (80-я эскадрилья) и в район Суэцкого канала, где их использовали для борьбы с арабами. Самолет хорошо подходил для местных условий, поэтому начался выпуск специализированной тропической модификации истребителя. Например, в мае 1939 года 27MU переделала 18 "Гладиаторов Mk.I", доведя их к стандарту Mk.II, после чего самолеты отправились в Египет.
В начале 1939 года эскадрильи первой линии в Англии начали получать первые "Спитфайры". 25-я эскадрилья часть своих "Гладиаторов" передала в 607-ю эскадрилью вспомогательной авиации, 54-я эскадрилья - в 603-ю эскадрилью. Самолеты 65-й эскадрильи отправили в Шоубери для консервации. Вскоре "Спитфайры" получила 72-я эскадрилья, которая также отправила свои "Гладиаторы" в Шоубери в распоряжение 27 MU.
Ранней весной 1939 года сформировали еще две эскадрильи на "Гладиаторах": 605-ю (графство Уорвик" и 615-ю (графство Суррей). Обе эскадрильи входили в состав вспомогательной авиации.
К моменту вступления Великобритании в войну "Гладиаторы" находились на вооружении четырех эскадрилий Королевских ВВС (58 машин) в Англии, четырех эскадрилий на Ближнем Востоке и Северной Африки (152 самолета). Ожидалась поставка еще 97 "Гладиаторов", а 100 машин находились в учебных и ремонтных частях. Из этих 350 "Гладиа торов" - 250 участвовали в боях в течении первых 18 месяцев войны. Пилоты "Гладиаторов" заявили по меньшей мере 250 побед.
607-я эскадрилья в первые недели войны занималась патрулированием северо-восточного побережья Англии. С середины октября началось перевооружение части "Спитфайрами".
605-я эскадрилья летала на "Гладиаторах" обеих модификаций, а также располагала несколькими "Харрикейнами". В задачу эскадрильи входило ночное патрулирование южного побережья, взаимодействуя с прожекторными батареями в Саутгемптоне и Портсмуте. В октябре эскадрилья передала большинство "Гладиаторов Mk.II" в 615-ю эскадрилью, а остальные машины до конца месяца попали в учебные части и на склады.
17 октября 1939 года в 12:40 тройка звена "В" 607-й эскадрильи в составе флайт-лейтенанта Дж. Сэмпла, пайлот-офицера Дж.Д. Крейг и уоррен-офицера У.Х.Р. Уитти получила приказ перехватить гидросамолеты противника. В 13:30 удалось обнаружить одиночный немецкий гидроплан в 25 милях от берега. Пилоты атаковали по очереди противника с задней полусферы и серьезно повредили Do.18, который, протянув несколько миль, сел на воду, а экипаж был снят английским траулером и взят в плен. Англичане потерь не понесли. В 14:10 машины вернулись в Аклингтон. Другая тройка того же звена поднялась в воздух в 13:30 и безрезультатно атаковала четыре немецких гидросамолета.
ГЛАВНАЯ
ВПЕРЕД (3-14)
НАЗАД(1)
МОНОГРАФИИ
AIRPLANE
E@MAIL
|