WMnew.ru - мы лучшие, будь с нами!
Код:

Получить WMR-бонус на свой кошелек!
(Введите номер своего r- кошелька)


3. Истребитель "Gloster Gladiator". Великобритания.

ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ

ВПЕРЕД ВПЕРЕД (4-14)

НАЗАД НАЗАД (2-1)

МОНОГРАФИИ МОНОГРАФИИ

AIRPLANE AIRPLANE

E@MAIL E@MAIL

3. Истребитель "Gloster Gladiator". Великобритания.  




Франция, 1940 год.


Английский экспедиционный корпус во Франции со временем был усилен. В числе прочих частей, во Францию пере­бросили 615-ю и 607-ю эскадрилью на «Гладиаторах».

15 ноября 32 «Гладиатора» в сопро­вождении четырех самолетов AW «Эн­син», двух «Сцилла», и по одному DH 86, «Авро Тен», «Фоккер» и «Магистра» перелетели Ла-Манш и приземлились в Мервилле. На новом месте «Гладиаторы» немедленно приступили к патрульным вылетам в район Мервилля. 20 ноября одна из троек 607-й эскадрильи заметила одиночный Не 111, но немецкий самолет, имевший преимущество в высоте, сумел уйти.

Проливные дожди превратили ВПП Мервилля в болото. До 13 декабря «Гла­диаторы» оставались на земле. Лишь 6 декабря два «Гладиатора» 607-й эскадри­льи сумели подняться в воздух и переле­тели в Секлен, чтобы участвовать в смот­ре, проводимом королем Генрихом VI.

13 декабря обе эскадрильи перебази­ровались на аэродром Витри-ан-Атруа. Погодные условия оставались неблагоп­риятными. Дожди, перемежающиеся с заморозками, привели аэродром в негод­ность. Самолетам часто приходилось действовать с запасного аэродрома Сен-Энжельвер. Не обошлось и без аварий. 18 декабря один из пилотов 615-й эскадри­льи разбился, пытаясь сесть на раскис­ший аэродром.

Новый год принес изменения в рас­порядок эскадрилий. Пилоты начали учиться сопровождать «Лисандеры» из 2-й и 26-й эскадрилий. Плохая погода ста­ла причиной следующих аварий. Погиб­ли двое пилотов 607-й эскадрильи, стол­кнувшись в воздухе, а один «Гладиатор» разбился при посадке.

В апреле пилоты начали подготовку к переходу на «Харрикейны», который планировалось провести в конце месяца. Но 10 мая Германия начала наступление через Бельгию и Голландию. «Гладиато­рам» пришлось вступить в бой. Немец­кая истребительная авиация, перебазиро­вавшись на захваченные аэродромы, ста­ла беспокоить английскую авиацию на севере Франции.

В четыре часа утра в воздух поднялась дежурная тройка «Гладиаторов», а в пять утра в воздухе были почти все исправные машины. В течение всей последующей недели обе эскадрильи не отдыхали ни минуты. 607-я эскадрилья действовала на севере Франции, добившись нескольких побед, но также потеряв часть машин и несколько пилотов. 15 мая 615-я эскад­рилья располагала 12 боеспособными «Гладиаторами», а 18 мая поступило по­полнение в виде девяти «Харрикейнов». 615-я эскадрилья до 18 мая потеряла 10 пилотов, а уцелевшие летчики занима­лись тем, что прикрывали эвакуацию ан­глийского экспедиционного корпуса из Дюнкерка, Кале и Булони. 18 мая обе эс­кадрильи завязали бой с немецкими ис­требителями Bf 109 и Bf 110 в районе Арраса и заявили несколько побед. На аэродроме самолеты были атакованы 9 немецкими бомбардировщиками, налетевшими с юго-запада. Бомбардировщи­ки сбросили бомбы замедленного дей­ствия, а также обстреляли цистерны с бензином и стоявшие на земле самолеты. Англичане понесли болезненные потери, а аэродром вышел из строя. Периодичес­ки взрывающиеся бомбы заставили на­чать эвакуацию эскадрильи. Уцелевшие семь самолетов облили бензином и подо­жгли. Летчики прибыли в Булонь, отку­да 21 мая на палубе парохода «Биариц» переправились в Дувр. Удалось спасти только три «Гладиатора» из 615-й эскад­рильи. Одним из них был самолет N2306, на котором перелетел пилот «Лисандера» 16-й эскадрильи летный офицер Эйткен. Другим «Гладиатором» был истребитель с серийным номером N2304, а третьим - с бортовым номером KWoT. На третьем истребителе в Англию вернулся летный офицер Энтони Эйр, кавалер DFC.

607-я эскадрилья оставалась без само­летов до июля, когда ее оснастили «Харрикейнами».

615-я эскадрилья, вернувшись в Анг­лию, прибыла на свою старую базу в Крейдон, где быстро получила «Харрикейны». 8 пилотов эскадрильи под коман­дованием флайт-лейтенанта Дж.Дж. Сан­дерса, кавалера DFC, сформировали 23 мая в Мастоне так называемое звено «G». Звено, летая на «Гладиаторах», вплоть до 30 мая прикрывало корабли, уходящие из Дюнкерка. Позднее звено расформировали, а пилоты пересели на «Харрикейны». Точных данных о числе побед, одер­жанных «Гладиаторами» во Франции, нет. Можно предположить, что 607-я и 615-я эскадрильи в период с 10 по 20 мая сбили 72 немецких самолета и повреди­ли еще 56. Многие из пилотов этих эскад­рилий сражались в составе различных частей в районе Парижа и на западе Франции вплоть до 3 июня.



Норвегия 1940 года.


8 апреля 1940 года Германия вторг­лась в Норвегию, опередив тем самым английские планы уничтожить нейтраль­ный в тот период порт Нарвик. Немец­кое наступление успешно развивалось. Какие-то шансы остановить его англича­не могли получить лишь с помощью авиа­ции. Из Англии в Норвегию могли выле­тать только тяжелые бомбардировщики «Веллингтон», «Уитли» и «Хемпден», и то при минимальной бомбонагрузке. Было решено перебросить в Норвегию одну истребительную эскадрилью Коро­левских ВВС. Выбор пал на 263-ю эскад­рилью, оснащенную «Гладиаторами». Эта эскадрилья была изначально сфор­мирована для отправки в Финляндию. Но Финляндия капитулировала раньше, чем англичане сумели вмешаться в ход конф­ликта. Кроме того, в расчет бралось то обстоятельство, что в Скандинавии уже находилось некоторое число «Гладиато­ров», поэтому проблем с запчастями и техническим обслуживанием самолетов должно было быть меньше. Весной 1940 года 263-я эскадрилья была единственной боеспособной частью на «Гладиаторах» на территории Великобритании. Другая эскадрилья - 247-я - в это время была раз­делена на звенья и прикрывала неболь­шие острова в Ла-Манше.

263-я эскадрилья была сформирова­на 2 октября 1939 года и дислоцировалась в Филтоне, летая на «Гладиаторах Mk I». В задачу эскадрильи входило ночное при­крытие Бристоля и южного Уэльса. Ко­мандир эскадрильи Дж.У. Доналдсон. В начале 1940 года часть перевооружили «Гладиаторами Mk II». 12 марта Финлян­дия капитулировала, и эскадрилья пере­шла к выполнению обычных заданий. После высадки немецких войск в Норве­гии, эскадрилью подняли по тревоге и приготовили для действий в Заполярье.

18 «Гладиаторов» перелетели в Скапа-Флоу 21 апреля. Позднее пилоты мор­ской авиации перегнали машины на па­лубу авианосца «Глориес». Один истре­битель из-за отказа двигателя упал в воду в 200 ярдах от корабля, к счастью пилота удалось спасти. Запасной самолет при­был 22 апреля. Пилоты 263-й эскадрильи прибыли на борт авианосца в тот же са­мый день. Это были командир эскадри­льи Дж.У. Доналдсон, флайт-лейтенант Р.С. Миллз, взводные офицеры Л.Р. Джейкобсен, С.Р. Макнамара, П.Х. Перди (канадец), М.А. Бентли, Карпентер, Уайетт-Смит, Хьюз, Маккензи, Ричарде, Крейг-Адамс, Хогг, сержанты Китченер, Уолл, Расселл, Милиган, Форест. 23 ап­реля авианосец вышел в море.

На следующий день, когда «Глориес» был уже в 150 милях от побережья Нор­вегии, «Гладиаторы» поднялись в воздух. Полет совершался в двух звеньях по 9 машин, ведомых пикирующими бомбар­дировщиками «Скуа». В качестве аэро­дрома использовалось замерзшее озеро Лесяског, расположенное в 80 км к вос­току от Аандалснес. Все самолеты при­землились на аэродроме в шестом часу вечера. Аэродром подготовила команда командира эскадрильи У. Стрейта, от­правленного туда ранее. С помощью местного населения англичане сумели рас­чистить поверхность льда от снега. Од­нако аэродром был крайне плохо осна­щен. Отсутствовали бензовозы, аккуму­ляторные тележки стояли без кислоты, на весь аэродром был только один оружей­ник. Какая-либо противовоздушная обо­рона отсутствовала, не было даже постов раннего оповещения. Отсутствовали и карты Норвегии, точнее, на 18 человек имелось всего четыре комплекта карт. Механиков тоже не было, пилотам при­ходилось самостоятельно готовить ма­шины к вылету. 25 апреля из-за крепких морозов на подготовку двух «Гладиато­ров» ушло более двух часов. Во время этих «приготовлений» над аэродромом появились пара немецких бомбардиров­щиков, сбросивших несколько бомб. До конца дня аэродром бомбило еще до 80 Не 111 и 8 Ju 88. Поскольку вся зенитная оборона аэродрома состояла из пяти пу­леметов и двух «Эрликонов», немцы без­наказанно сыпали бомбами. Пилоты пы­тались подготовить к вылету хотя бы не­сколько машин, несмотря на постоянные бомбардировки. Наземный персонал, незнакомый с данным типом самолетов и напуганный бомбардировками, почти не помогал пилотам. В 7:45 взводный офицер Перди занял место в кабине пер­вого подготовленного к вылету истреби­теля. Командир эскадрильи Доналдсон помогал ему запустить двигатель. В этот момент аэродром был атакован тройкой Не 111. Перди попытался взлететь. Близ­ко упавшая бомба вызвала пожар на са­молете. Перди успел выскочить из горя­щего истребителя, но получил ожоги. Двум другим «Гладиаторам» удалось взлететь. В тот же день Перди в ходе оче­редного налета занял место у зенитного пулемета и вел из него огонь. За мужество летчика представили к DFC.

Стало очевидно, что в таких услови­ях сохранить боеспособность эскадрильи не удастся. Пополнение боекомплекта и заправка одного самолета занимали пол­тора часа, поэтому истребители в основ­ном стояли на земле. Удалось выполнить только несколько коллективных вылетов, в том числе на прикрытие наземных час­тей. Потеряв на земле 10 машин, эскад­рилья сумела за сутки совершить 40 бое­вых вылетов. Пилоты заявили 6 подтвер­жденных и 8 вероятных побед.

26 апреля эскадрилья располагала только 5 исправными «Гладиаторами», которым пришлось покинуть изрытый бомбами аэродром. Самолеты продолжа­ли совершать вылеты, но уже без успеха. На следующий день кончился бензин.

Вечером летчики сожгли последние три исправных «Гладиатора». Ночью эскад­рилья погрузилась на транспорт «Дели-ус», на котором 1 мая вернулась в Скапа-Флоу. Как можно заметить, деятельность 263-й эскадрильи в Норвегии вряд ли можно признать успешной. Хотя летчи­кам удалось сбить несколько немецких самолетов, эскадрилья потеряла все свои 18 машин, причем почти все на земле. Это был тяжелый урок для английских штаб­ных работников. Оказалось, что «Глади­аторы» почти не могли выполнять свою главную задачу - прикрытие сухопутных войск, поскольку основные усилия тра­тились на защиту аэродрома. Однако лет­чикам удалось разработать эффективную тактику борьбы с бомбардировщиками противника. Истребитель заходил в атаку из пике, концентрируя огонь по каби­не, топливным бакам и двигателям бом­бардировщика. Использовавшаяся преж­де тактика атаки в горизонтальном по­лете из задней полусферы показала себя малоэффективной, так как требовала длительного обстрела противника. Мед­лительный «Гладиатор» не мог долго висеть на хвосте скоростных немецких бомбардировщиков.

Эта неудача привела к тому, что анг­личане эвакуировали гарнизон Трондхейма. Теперь союзники контролирова­ли только один Нарвик.

Вскоре эту же эскадрилью было ре­шено снова отправить в Норвегию, на этот раз для прикрытия Нарвика, где ан­глийские, польские, французские и нор­вежские части пытались овладеть пор­том, чтобы получить возможность эваку­ироваться из Норвегии.

263-я эскадрилья получила 18 новых «Гладиаторов» в Тернхаузе и 7 мая 221 человек наземного персонала на борту эсминца «Хробры» прибыло в Сврин на севере Норвегии. Через четыре дня уда­лось доставить все оборудование в бли­жайший аэродром Бардуфосс. Другая часть эскадрильи вместе с запасными пилотами прибыла в Норвегию на палу­бе эсминца «Собески» и добралась до Бардуфосса 20 мая. Самолеты, как и прежде, доставили на авианосце «Глориес». Авианосец вышел из Скапа-Флоу 14 мая. Эскадрильей по-прежнему командо­вал командир эскадрильи Доналдсон. Среди пилотов было 12 ветеранов преды­дущей операции, а также четверо нович­ков. Два звена, ведомые «Суордфишами», взлетели с палубы авианосца 21 мая. Во время перелета погода стремительно пор­тилась. Один «Свордфиш» потерял ори­ентацию, поэтому сам самолет и одна из ведомых им троек разбились в горах Co-рейса. Остальные машины вернулись на авианосец. 22 мая восемь «Гладиаторов» прибыло на аэродром Бардуфосс. До кон­ца дня летчики совершили 54 вылета. Крейг-Адамс сбил или, точнее, таранил одиночный Не 111, поскольку обломки его «Гладиатора» нашли в нескольких метрах от немецкого бомбардировщика. 23 мая прибыли остальные истребители с «Глориеса». Так на аэродроме оказа­лось 14 «Гладиаторов». Самолеты по од­ному совершали регулярные патрульные вылеты, пока сержант Уолл не провел 25-минутный бой с Do 17. Сержанту удалось в итоге сбить немецкий самолет, но из-за нехватки бензина англичанину пришлось прыгать с парашютом. Тогда было реше­но отправлять самолеты на вылет пара­ми, что должно было повысить эффектив­ность борьбы с бомбардировщиками. До 26 мая удалось перехватить три и не­сколько других бомбардировщиков. 25 мая был счастливым днем эскадрильи. В этот день пилоты сбили 3 Не 111, 2 Ju 52 и 2 Do 17.

27 мая «Гладиаторы» участвовали в эвакуации Рогнума. 29 и 30 мая недоста­точная активность гитлеровцев позволи­ла эскадрильи перевести дыхание и отре­монтировать поврежденные самолеты. Боеспособные машины в это время ата­ковали наземные цели. Было совершено 22 самолетовылета. С 31 мая «Гладиато­ры» вместе с «Харрикейнами» из 46-й эс­кадрильи прикрывали Нарвик, где со 2 июня шла эвакуация. Истребители 263-й эскадрильи совершили 55 самолето-выле­тов, а машины 46-й эскадрильи - 40. Уда­лось сбить девять самолетов противни­ка, из них семь записали на свой счет «Гладиаторы». В тот день взводный офи­цер Л.Р. Джейкобсон провел бой с восе­мью немецкими бомбардировщиками, сбив три Не 111. Еще один Ju 88 разбил­ся во время погони в горах, а один Не 111 получил тяжелые повреждения. В немец­ких документах есть свидетельство о по­тери сразу шести самолетов, однако ре­зультаты боя не до конца подтверждены.

На протяжении следующих трех дней стояла нелетная погода. 6 и 7 июня "Гладиаторы" и "Харрикейны" прикрывали эвакуацию и уничтожение порта Нарвика. 8 июня поступил приказ об эвакуации эскадрилий. 10 "Гладиаторов" и примерно то же число "Харрикейнов" перелетели на палубу авианосца "Глориес". Пилоты добровольно пошли на этот перелет, хотя самолеты не были оснащены крюками аэрофинишера, а летчики не имели опыта посадки на палубу. Тем не менее, желание спасти машины было сильнее страха попасть в аварию. Всего "Гладиаторы" совершили 389 самолето вылетов, провели 69 боев, заявили 26 побед. "Харрикейны" 46-й эскадрильи совершили 249 самолето-вылетов и заявили 11 побед. Часть пилотов возвращались на родину на борту других кораблей. "Глориес" в сопровождении эсминцев "Ардент" и "Акаста" пошел в Скапа-Флоу кратчайшим маршрутом, так как на корабле заканчивалось топливо. Палуба авианосца была загромождена севшими самолетами, поэтому корабль не мог выпускать в воздух и принимать машины. 8 июня английские корабли были перехвачены немецкой эскадрой, в состав которой входили линейные крейсера "Гнейзенау" и "Шарнхорст", а также тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер". В 16:30 "Шарнхорст" открыл огонь по "Глориесу", а уже в 17:20 экипаж авианосца получил приказ покинуть обреченный корабль. Немцы потопили и оба эсминца. Из трех экипажей спаслось лишь 44 человека, которых подобрал голландский траулер. Эсминцам удалось добиться всего одного попадания в корму "Шарнхорста". Погибли все летчики 263-й эскадрильи, в живых остались только те, что плыли на других транспортах. Это были флайт-лейтенант Гулль, флайт-лейтенант Миллз, уоррен-офицер Хьюз и сержанты Миллиган, Китченер и Уолл.

Всего в двух турах в Норвегию 263-я эскадрилья заявила около 40 побед. Только два "Гладиатора" были сбиты в боях.


5. Битва за Англию.



В первые месяцы Битвы за Англию лишь одна эскадрилья первого эшелона летала на "Гладиаторах". Это была 247-я эскадрилья, прикрывавшая доки Плимута. Эскадрилья располагала 12 "Гладиаторами" и 18 пилотами. 1 августа 1940 года эскадрилью перевели в Раборо. 13 августа эскадрилья достигла боеготовности. На "Гладиаторах" провели только две заметные операции, когда 26 октября и 6 ноября летчики пытались перехватить Не 111, но безрезультатно. Вскоре эскадрилью перевооружили "Харрикейнами".

Кроме того, шесть "Гладиаторов" было в составе 141-й эскадрильи, а в шести других эскадрильях "Гладиаторы" находились в резерве. Эти машины использовались для рутинного патрулирования, а также в качестве курьерских и учебных машин.


6. Ближний Восток (1938 - июнь 1940 года).



Великобритания всегда считала Ближний Восток сферой своих национальных интересов и постоянно держала там войска. На вооружение ближневос точной группировки поступали самолеты, снятые с вооружения островных частей. Так произошло и с "Гладиатором". Первой эскадрильей на "Гладиаторах" на Ближнем Востоке стала 80-я эскадрилья.

"Гладиаторы" использовались на Ближнем Востоке еще раньше. Это были машины 3-й эскадрильи. Они прибыли в Египет 30 марта 1938 года. 80-я эскадрилья прибыла в Александрию в начале
апреля. В составе эскадрильи служили такие пилоты, как уоррен-офицер П.Дж. Уайкенгем-Баррнс и уоррен-офицер М.Т.Ст-Дж. Паттл. В Египте эскадрилья расположилась в Абу-Сеуире. Там самолеты прошли модификацию. В крыльях вместо пулеметов "Льюис" установили новые "Браунинги". До конца 1938 года эскадрилья базировалась в Исмаилии. Выделенная тройка в составе летного офицера Х.Л.А. Брауна, Уайкхема-Баррнса и Паттла базировалась в Рамале. Эта тройка участвовала в операции "Эйрпин", проводимой против арабских повстанцев.

Другой эскадрильей, действовавшей в регионе, была 33-я эскадрилья. В задачу этой части входило воздушное прикрытие Каира, Иерусалима и западных границ Египта. С мая эскадрилью разделили на тройки. Одна из троек участвовала в операции "Эйрпин", другая базировалась в Лидде, Палестина. Прочие тройки действовали с баз в Гелиополе, Рамале, Исмаилии и Мерса-Марухе. В период "Мюнхенского кризиса" 33-я эскадрилья располагала 23 самолетами и была сконцентрирована в Гелиополе для защиты Суэцкого канала.

Третья эскадрилья на "Гладиаторах" носила номер 94. Ее сформировали на базе Хормаксар в районе Адена, а возглавил часть командир эскадрильи У.Т.Ф. Райтмен. Официальным днем формирования части считалось 26 марта 1939 года. Первоначально эскадрилья располагала восемью промежуточными "Си Гладиаторами" и восемью "Гладиаторами Mk.I". "Си Гладиаторы" прибыли в Аден на палубе авианосца "Глориес" в декабре 1938 года. Однако обстановка сложилась так, что их пришлось передать Королевским ВВС. Эскадрилья имела задачей прикрытие порта Аден, а также взаимодействовать с сухопутными силами в случае нападения на Протекторат Аден.

Последней эскадрильей региона, летавшей на "Гладиаторах" была 112-я эскадрилья. Ее сформировали на борту авианосца "Аргус" в Саутгемптоне 16 мая 1939 года. Возглавлял часть командир эскадрильи Д.М. Сомервиль. 24 мая 25 "Гладиаторов Mk.I" прибыли в Александрию и расположились на базе Хелван. Эскадрилья взаимодействовала со 113-й бомбардировочной эскадрильей на "Бленхеймах", а также поддерживала действия наземных частей.

Все эти части вели размеренную жизнь вплоть до июня 1940 года, пока Италия не вступила в войну на стороне Оси.







Ближний Восток с июня 1940 года.



7. Мальта.



Мальта всегда служила Великобритании важной опорной базой на Средиземноморье. В межвоенный период с небольшими перерывами на острове попеременно дислоцировалось несколько эскадрилий Королевских ВВС. Остров служил важной базой английского флота. На момент начала войны на Мальте не было ни одной истребительной эскадрильи. Имелось лишь несколько законсервиро ванных запасных "Си Гладиаторов", доставленных туда авианосцем "Глориес". Военные моряки передали четыре машины на базу Калафрана, где из них составили истребительное звено. Звено базировалось на аэродроме Хал-Фар. Машины имели номера N5519, N5520, N5524 и N5531. Звено возглавил командир эскад рильи У.Д.Дж. Мичи. Часть получила название Стационарное звено "Хал-Фар". В звене первоначально летали трое пилотов: флайт-лейтенант П.Дж. Кибл, флайтинг-офицер У. Дж. Вудс и флайтинг-офицер П.У. Хартли. В конце апреля на остров прибыли еще трое пилотов: командир эскадрильи А.К. Мартин, флайт-лейтенант Берджиз, и флайтинг-офицер Дж. Уотерс. За ними последовали уоррэнт-офицер П.Б. Александер и сержант Дж.Н. Робертсон.


Робертсон был единственным пилотом на острове, имевшим опыт полетов на "Си Гладиаторах". 1 августа 1940 года на острове сформировали 261-ю эскадрилью с базой в Луке. Эскадри льялетала на стандартных "Си Гладиаторах", с которых лишь сняли крюк аэрофинишера, надувную лодку и маркеры. Пилоты приступили к осваиванию техники, отрабатывали коллективные действия и взаимодействие с наземными частями. Тактика воздушного боя изучалась заметно меньше. В конце мая один из "Гладиаторов" получил повреждения при посадке. Это заставило командование расконсервировать еще два запасных "Гладиатора" (N5523 и N5529) и передать их на базу в Луке. Поврежденный самолет удалось вернуть в строй. 8 июня на Мальту прибыли первые "Харрикейны", однако вскоре их перебросили в район Суэцкого канала, оставив остров снова открытым с воздуха.

Таким образом, 10 июня 1940 года, в момент вступления в войну Италии, на острове находилось всего шесть боеспособных "Си Гладиаторов", из которых один находился в резерве в Хал-Фаре, а два других в Луке. Семеро пилотов 261-й эскадрильи успели к тому времени налетать на "Си Гладиаторах" по 80 часов и больше.

На следующий день над Мальтой появились итальянские бомбардировщики. Но, неожиданно для итальянцев, на перехват бомбардировщиков вылетело шесть истребителей. Большую роль в событиях сыграла радиолокационная станция на Мальте. Это была одна из двух РЛС, установленных за пределами Англии, о ее существовании не знал никто, за исключением узкого круга лиц.

"Гладиаторам" не удалось одержать побед и даже помешать бомбардировке доков Ла-Валетты. Истребители просто не могли активно противодействовать хорошим итальянским бомбардировщи кам Савойя-Маркетти S.79. На следующий день итальянцы действовали уже под прикрытием истребителей Фиат CR.42 и Макки С.200 "Саэтта". Это были машины из 540-й эскадрильи и 60-й отдельной группы, базировавшихся на Сицилии.

Поскольку имевшихся истребителей не хватало для того, чтобы полностью устранить опасность бомбардировок, англичане применили тактику, позволявшую уменьшить прицельность бомбометания. Эту тактику применяли на протяжении двух последующих месяцев с большим успехом. Итальянцы впустую бросали бомбы, причинив небольшой урон, по крайней мере по сравнению с тем, что смогли в дальнейшем нанести бомбардировщики люфтваффе. Тактика заключалась в атаке итальянских бомбардировщиков сверху, в момент, когда самолеты готовились сбрасывать бомбы. Это вызывало замешательство у итальянцев и отрицательно сказывалось на точности бомбометания. Действия "Гладиаторов" укрепляли боевой дух жителей острова.

Первую победу 22 июня одержал командир эскадрильи Берджиз, прибывший на Мальту следом за Харрикейнами, перегоняемыми из Англии в Египет. Он перехватил и сбил разведывательный S.79.

Трудно сказать, почему эта шестерка "Харрикейнов" не осталась на Мальте. Может быть потому, что самолеты перегоняли не летчики-истребители, а обычные пилоты транспортной авиации, кроме того, с самолетов были сняты пулеметы. Вероятно, в Египте необходимость в истребителях была не менее острой, чем на Мальте. Лишь 28 июня на Мальту прибыли четыре "Харрикейна", предназначавшиеся специально для защиты острова.

Боеспособность самолетов на Мальте постоянно падала. Стараясь выжать из машин все что возможно, пилоты злоупотребляли форсажем, что отрицательно сказывалось на ресурсе двигателей. 22 июня моторы двух истребителей уже полностью выработали свой ресурс. Было решено заменить их двигателями "Меркурий VII" от стоявшего на земле без дела "Бленхейма". Переделку прошли машины N5520 и N5519. Самолеты также получили винты изменяемого шага, что несколько уменьшило их максимальную скорость, но улучшило летные качества на больших высотах. На одном из переделанных истребителей командир эскадрильи Мичи приказал поставить в крыльях два дополнительных пулемета. Самолет прошел испытания, которые показали, что максимальная скорость упала до 200 миль/ч (322 км/ч). Переделке подвергся, вероятно, истребитель N5520. Оба самолета вскоре были уничтожены на земле. Вскоре боеспособность потеряли истребители N5529 и N5523, также из-за отказа двигателей. 25 июня два "Гладиа тора" разбились при посадке в Хал-Фар. Было решено задействовать три резервные машины. На следующий день один из резервных истребителей разбился при рулежке.

В полдень 26 июня в боевой готовности находились только два "Гладиатора": N5519 и N5524. Один из них вскоре сбил итальянский бомбардировщик S.79.

28 августа на остров доставили "Харрикейны", с этого момента "Гладиаторы" отошли на второй план. Последний самолет этого типа (вероятно, N5529) летал до января 1942 года.



8. Аден 1940-1941



После вступления в войну Италии активные боевые действия начала 94-я эскадрилья, базировавшаяся в Адене (Йемен). Боевые действия в районе Адена редко удостаиваются описания в исторической литературе. В этом районе итальянцы располагали истребителями "Фиат" CR.32 и бомбардировщиками S.81 "Пипистрелло", а также небольшим числом машин CR.42 "Фалько" и S.79 "Спарвьеро". Кроме того, Аден находился в досягаемости итальянской 41-й бомбардировочной группы, базировавшейся в Киренаике. Англичане располагали в Адене самолетами Виккерс "Винсент", "Уэллсли", разными модификациями "Хартов", ранними модификациями "Бленхейма", а так же 94-й эскадрильей на "Гладиаторах".

Уже 13 июня "Гладиаторы" одержали первую победу. Летный офицер Хейвуд на "Гладиаторе" N2290 перехватил S.81 из 41-й группы и сбил его. В тот же день 94-я эскадрилья перехватила девятку S.79 из 44-й группы и сбила один бомбардировщик, потеряв один "Гладиатор".

18 июня Хейвуд прославился победой над итальянской подводной лодкой "Галилео Галилей", которая дрейфовала в Красном море недалеко от Адена. Хейвуд заметил субмарину и по рации вызвал помощь. Вскоре на место прибыл "Винсент" с глубинными бомбами и "Бленхейм" с обычными фугасами. Оба самолета атаковали итальянский корабль. "Бленхейм" сбросил бомбы мимо, а "Винсент" атаковал на столь малой высоте, что едва не стал жертвой собственных бомб. Хейвуд заметил, что итальянцы готовятся к погружению, и атаковал сам, добившись нескольких попаданий в рубку. К счастью, в этот момент в район боя прибыл старый английский буксир "Мунстоун", вооруженный 4-фунтовой пушкой. Буксир также добился попадания в рубку подлодки, кроме того, как выяснилось позже, у лодки к тому времени отказали рули глубины. Итальянцы выбросили белый флаг. Спустя не сколько часов "Мунстоун" прибуксировал лодку в Аден.

Итальянская авиация активно действовала с баз в Эритрее, Эфиопии и Итальянского Сомали. Английское командование решило нанести ответный удар по аэродромам противника. 28 июня два "Гладиатора" (N2278 и N2294), которые пилотировали командир эскадрильи и уоррент-офицер Картер, ведомые "Бленхеймом" из 39-й эскадрильи, нанесли удар по топливным цистернам на аэродроме Макаака, и полностью их уничтожили. 2 июля шесть "Гладиаторов" атаковали уже сам аэродром Макаака. Командир эскадрильи на "Гладиаторе" N2283 и сержант Данвуди (N2279) заявили по одному сбитому CR.42. Кроме того, один CR.42 и два Ro.37 удалось уничтожить на земле. Налеты повторялись несколько раз. 13 июля в очередном вылете погиб взводный офицер Картер на N5587.



ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ

ВПЕРЕД ВПЕРЕД (4-14)

НАЗАД НАЗАД (2-1)

МОНОГРАФИИ МОНОГРАФИИ

AIRPLANE AIRPLANE

E@MAIL E@MAIL



Hosted by uCoz